Народы Севера

Одежда

ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху.

Сапоги

Жилище

ЖИЛИЩЕ. Жилища народов Севера могут быть классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления – деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах, ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные (крытые войлоком), из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами и т.п.; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, в форме рассеченного цилиндра, пирамидальные и усеченно-пирамидальные (шатровые), а также четырехугольные с различной формой крыши (двускатной, односкатной, коническая и тому подобное); по конструкции – каркасные (остов-каркас из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком и др.), каркасно-срубные (сочетание в одной постройке срубной и каркасной техники) и бескаркасные (срубные, дощатые, в т.ч. и в форме сруба); по времени обитания – постоянные, сезонные и временные; в связи с образом жизни (кочевым, полукочевым или оседлым) – стационарные и переносные.

В поселении северных народов

Традиции и обряды коренных народов Севера

В течение тысячелетий северяне развивали и доносили до наших дней своеобразную цивилизацию и вместе с тем первозданность северной природы. Их философия была простой, как и все гениальное. Они считали, во-первых, что все живое и неживое во вселенной едино и неразрывно связано единым началом и духом. Во-вторых, человек – маленькая песчинка во Вселенной, и окружающая его среда не простой субстрат, а чрево матери. Отсюда и постулат, что к Природе необходимо относиться, как к матери. В-третьих, все зло, нанесенное матери – природе, обратиться в трагедию для каждого человека и всего человеческого рода. Эти простые истины закреплены в устных сводах эпических сказаний, неписанных правил и этноэкологических обрядах, которых придерживается до сих пор каждый истинный северянин. Согласно мировоззрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, тем более сама местность имеет свой «дух». Это духи цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривания славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех. В ряду многочисленных «духов» одним из самых значительных являются духи – хозяева леса, покровители охотников. Главный из них – Баай Байанай. Обязателен ритуал угощения духа огня оладьями и маслом, а потом, обращаясь через дух огня к Байанаю, просят удачной охоты. В Якутии и сегодня в каждой местности почитаются такие деревья, а жители выполняют обряды поклонения; проезжающих гостей обязательно остановят у священных деревьев, находящихся вдоль дорожных трасс, чтобы они также выполнили обряд и поздоровались с хозяином этих мест. Как считают местные жители, лес – это живой дом всех живых существ. Поэтому и существует ряд правил поведения в лесу, которые регулируют взаимоотношения человека с духом – хозяином леса. В лесу нельзя кричать, шуметь, ругаться, проклинать дорогу, местность. Особенно строго до сих пор выполняются запреты располагаться на лесных дорогах и тропинках, разводить на них костры, засыпать на них, чтобы не загораживать путь духам.

Традиционный обряд одного из народов Севера