![]() |
Ил-2 1941 года (первой серии) одноместный |
Идея моздания самолета поля боя-самолёта-штурмовика
для пораженя живой силы и военной техники противника на поле боя возникла ещё
в начале 20-х годов. Работу над созданием технических требований для такого
самолёта в 1932 году поручили первой секции Научно-технического комитета управления
ВВС, которую возглавил Сергей Владимирович Илюшин ("Ил"). Именно с этого времени
деятельность Илюшина стала связана с историей создания и совершенствования бронированных
штурмовиков "Ил".
В мае 1938 года КБ Ильюшина приступило к созданию принципиально нового самолёта-штурмовика,
сочетающего в себе броневую защиту и боевое вооружение. И уже в 1939 году были
построены опытного самолёта-штурмовика под обозначением ЦКБ-55, ставшего прототипом
знаменитого Ил-2. Главной особенностью ЦКБ-55 стал обтекаемый бронекорпус, который
был полностью включен в фузеляж самолёта. Бронекорпус обеспечивал защиту двигателя,
бензо- и маслосистемы, а так же экипажа самолёта, состоявшего из двух человек(пилота
и воздушного стрелка), от огня и наземных видов оружия и авиации противника.
После проведенных испытаний было принято решение о доработке самолета и сокращении
экипажа до одного человека. Благодаря сокращению чиленности экипажа и соответствующему
снижению массы машины предполагалось увеличить скорость и дальность полёта,
а также усилить вооружение и броневую защиту самолета. В соответствии с новыми
требованиями в 1940 году на базе ЦКБ-55 был разработан новый самолёт-штурмовик
ЦКБ-57. Модернизированный штурмовик имел вместо кабины стрелка металлический
обтекатель, а на месте воздушного стрелка был размещён бензобак. После успешно
проведенных испытаний было принято решение о доработке самолета и запуске его
в серийное производство. Прототипом для серии стал второй экземпляр опытного
сомолета, получивший название ЦКБ-55П, в конструкцию которого внесли все ранее
полученные замечания. Для улучшения обзора из кабины пилота был спроектирован
и изготовлен новый бронекорпус, в котором изменили обводы капота и положение
двигателя. В соответствии с новой одноместной кабиной был спроектирован фонарь.
Бронекорпус укоротили и увеличили толщину его брони. В такой компоновке под
обозначением Ил-2 самолет был запущен в серийное производство.
Всего было построено 36165 самолётов Ил-2 всех модификаций.
В мае-июне 1941 года первые серийные Ил-2 стали поступать в части штурмовой
авиации ВВС. В первые же дни войны Ил-2 показал себя высоко эффективным оружием
способным успешно наносить удары по моторизированным и танковым колоннам войск
противника.
Преимущества: Уникальный
в своём роде самолет-штурмовик второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими
характеристиками. Сильное бронирование и огневая мощь. Повышенная живучесть
машины. Простота и доступность в управлении.
Недостатки: Отсутствие защиты задней полусферы. Уязвимость маслорадиатора.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |