История исследований Арктики
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей
(«мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.
В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана.
В XII-XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова
архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI в. появилась
1-я карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова,
к этому же времени относится и освоение западного участка Северного морского пути
— от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).
В результате Великой северной экспедиции (1733 — 1743) все сибирское побережье Северного
Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты.
С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея,
получившие названия Карских экспедиций.
Норвежский полярный исследователь
Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.
Огромную роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь.
Дрейфующие полярные станции Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции.
Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков,
в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Впервые такой дешёвый и эффективный способ исследования
Арктики предложил в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском
институте. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.
Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года.
Арктика в наши дни. 2005 год
В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34».
Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики,
и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.
30 августа впервые в истории мореплавания транспортное судно (российский «Академик Фёдоров») в ходе экспедиции «Арктика-2005»
(крупнейшая арктическая экспедиция последних лет) без сопровождения ледокола достигло Северного полюса. В ходе экспедиции была
проведена геологическая разведка дна Ледовитого океана, обследованы крупнейшие подводные возвышенности Арктики, в частности
хребет Менделеева. Эти исследования помогут уточнить границы континентального шельфа России.
19 сентября начала свою работу в Арктике российская дрейфующая станция «Северный полюс-34».
2 декабря российские учёные вместе с норвежскими и германскими коллегами получили Декартовскую премию за исследования Арктики
за работы по предсказанию будущего состояния арктических льдов. Основной вывод, сделанный учёными, гласит, что к концу XXI века
Северный Ледовитый
2007 год
24 июля из Мурманска стартовала полярная экспедиция «Арктика-2007». Её руководителем стал депутат Госдумы РФ, специальный
представитель президента России по вопросам международного полярного года, герой Советского Союза и известный полярник Артур
Чилингаров. Перед участниками экспедиции ставилась задача детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также
провести ряд уникальных научных исследований.
Путь к Северному полюсу проложили флагман российского научного полярного флота «Академик Фёдоров» и атомный ледокол «Россия».
2 августа в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс. м на глубоководных обитаемых аппаратах
«Мир-1» и «Мир-2». Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата «Мир-1»
был установлен флаг Российской Федерации, сделанный для долговечности из титанового сплава.