Èñòîðèÿ õðàìà

Õðàì

ÃëàâíàÿÑîáûòèÿÔîòîãðàôèèÑïèñîê ïóáëèêàöèé

1ñòð.2ñòð.

Исторические сведения о храме Преподобно­го Лонгина Коряжемского

                                                                            (к 100-летию со дня основания)

 

Аннотация. В данной статье описывается краткая история храма от закладки до наших дней, его роль в истории православия Руси.

Ключевые слова: храм, монастырь, церковь, Лонгин, Симон, Вычегда, Михаил, Коряжма, Николо-Коряжемский

 

8 августа 2004 года Коряжемский храм Преподобно­го Лонгина Коряжемского отметил круглую дату 100-летие со дня заклад­ки и начала строительства того каменного ансамбля, в котором находятся при­делы Лонгина Коряжемско­го, на втором этаже, и Ни­колая Чудотворца, на пер­вом этаже, и где проходят все богослужения.

При советской власти здесь был склад. Здание, как и окру­жающие постройки, без должно­го ухода ветшало и разрушалось, а сейчас, силами практически всего города, проходит стадию уже не восстановления, а благоукрасительства.

До революции здесь распо­лагался мужской монастырь, и относился он к Вологодской епархии. В давние-давние вре­мена центром северных земель была Вологда.

Наши северные земли засе­ляли, с одной стороны, местные жители, язычники и идолопок­лонники, с другой стороны, – русские люди, выходцы из Ве­ликого Новгорода, христиане по вере. Новгородцы, собирав­шие дань по Заволочью, а так­же вольные ушкуйники, про­мышлявшие разбоем, были жадны до наживы, поэтому их деятельность, конечно, мало располагала местных жителей к принятию христианской веры. Чтобы объяснить превосход­ство христианства перед языче­ством, нужны были другие об­разцы для подражания, нужны были люди-апостолы с несокрушимой твердостью духа, со словом сильным и действен­ным.

Таким для Вологодской зем­ли явился преподобный Гера­сим, инок Гнилецкой пустыни, что в пещерах Феодосиевых, под Киевом. Герасиму было некое внушение свыше оставить киев­ские земли и идти в Вологду, страну совершенно неизвест­ную. Как протекал его продолжи­тельный путь по лесам и боло­там, под палящим солнцем и проливным дождем, неизвестно, но 19 августа (по ст. стилю) 1147 г. преподобный Герасим достиг берегов Вологды. Он был рад, когда увидел церковь Воскресе­ния Христова, так как, перешед­ши за Волгу, он на своем пути не встретил ни одного христиан­ского храма. В дремучем лесу, в нескольких верстах от Вологды, он построил для себя хижину и часовенку и стал предаваться мо­литвам. Явление для окружаю­щего мира было совершенно новое. К нему стали стекаться люди, сначала просто из любо­пытства, потом за советом и за помощью в делах веры, и в жи­тейских ситуациях. Он построил Храм во имя святой Троицы и при нем основал иноческую оби­тель. Много было препятствий и со стороны недоброжелателей и завистников, и от отсутствия средств, и от отсутствия на пер­вых порах единомышленников. Но с Божьей помощью препо­добный Герасим все преодолел, трудами его и заботами в Волог­де возник первый в северных пределах России мужской Тро­ицкий Кайсаровский монастырь. Умер преподобный Герасим в 1178 г., но дело его осталось жить в веках. С течением лет мона­шество и монастырская жизнь получили распространение в земле Вологодской. Вся север­ная страна от Нурмы и Комелы до Печоры и Вычегды усеяна была монастырями и уединённы­ми кельями. В их числе нахо­дился и Павло-Обнорский мона­стырь.

В первой половине 16 века, в среде многочисленного брат­ства этого монастыря, спасался инок Лонгин. Он прибыл в мо­настырь в молодых годах, про­шел ряд различных послуша­ний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни. Братия к нему относилась с особенным уважением, как к старцу испы­танному и духовному. В сосед­нем Корнилиевом монастыре был у него друг и собеседник Симон, уроженец Сольвычегодска. Все великие подвижники стремились к уединению, боясь как огня широкой славы, поэтому и два друга, оставив свои монастыри, пошли искать себе подходящую пустынь для жи­тельства. Спустившись водою от Вологды до Устюга, они вскоре достигли Сольвычегодска. Пере­дохнув в тамошнем Борисог­лебском монастыре, странники вышли из города, пошли вверх по левому берегу Вычегды и, дойдя до устья реки Коряжемки, остановились на крутом ее берегу, в 15 верстах от Сольвы­чегодска. Помолившись Богу, они расчистили место от дикого леса и поставили келью и часов­ню. Это событие произошло в 1537 году, и эта дата является началом существования коряжемского мужского монастыря.

Итак, два инока, Лонгин и Симон, придя из Павло-Обнорского монастыря, что на Вологодчине, в глухом лесу на берегу речки Коряжемки, в 15 верстах от Сольвычегодска, срубили келью и часовню и стали здесь жить, посвящая все дни трудам и молитвам. Произошло это в 1537 году. Но блаженный Симон недолго оста­вался с Лонгином. Оказав помощь в самых трудных и тяжелых рабо­тах, он в 1539 году покинул старца и ушел на речку Сойгу, где в аб­солютной глухомани начал свое пу­стынножительство. Не молодой уже годами Лонгин остался один. Скоро весть о нем разнеслась по окрестным деревням, и к нему ста­ли приходить люди, желавшие раз­делить с ним пустынные труды. Напрасно старец старался всем отказывать, объясняя это трудно­стью отшельнического жития. Люди тянулись к нему, селились рядом и принимали тот же самый образ жизни. В результате  сло­жилась община, которая уже не помещалась в часовне во время молебнов. Лонгин принимал это с миром. Пришлось построить храм во имя святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, а также тра­пезу и прочие необходимые служ­бы. Количество построек возрас­тало, таким образом и сформиро­валась братская коряжемская оби­тель, а сам старец Лонгин стал ее первым игуменом.

Преподобный, будучи ста­рейшим над братией, свой долг видел в неустанном и постоян­ном труде, превосходя своим подвижничеством остальных. Недавно отрыт и реставрирован колодец, выкопанный самолич­но Лонгином в братской трапез­ной палате. Сейчас, когда трапез­ная под грузом веков исчезла, колодец стоит на открытом мес­те. Над ним построена часовня уже трудами и заботами настоя­теля храма отца Михаила (Явор­ского). До нашего времени со­хранились вериги, колючая и жесткая власяница, которыми преподобный Лонгин изнурял свое тело. В постах, трудах, из­нурениях, молитвенных бдени­ях Лонгин прожил три года и 10 февраля 1540 года преставился.

Умирая, старец заповедовал ученикам своим похоронить его при входе в храм, у самого крыль­ца, чтобы все идущие попирали его могилу ногами. Так смиренная душа, избегавшая славы и почес­тей при жизни, не пожелала их и после смерти. Братия послушно ис­полнила его завещание. Однако по прошествии некоторого време­ни на могиле его стали происхо­дить чудесные исцеления. Спустя 15 лет после смерти святого пре­подобного Лонгина Устюжскому воеводе князю Владимиру, нахо­дившемуся в сильнейшем болез­ненном расслаблении, было во сне загадочное видение. Явился ему старец и сказал: «Князь Вла­димир! Если хочешь быть здоров, молись Богу и побывай в Коряжемском монастыре. Пусть тамошний игумен и братия перенесут тело святого преподобного Лонгина на другое, более подобающее ему место». Старец подробно указал, куда его перенести. Пробудившись ото сна, князь Владимир, доведен­ный болезнью до крайности, отпра­вился в монастырь, где рассказал про свой сон и показал, куда надо перенести мощи святого. После произведенного перезахоронения князь получил исцеление.

Этот факт, став известным на­роду, еще более притягивал страждущих на могилу старца. Свя­той преподобный Лонгин, исцеляя больных чудесным образом, яв­лялся иногда, видимо, для душев­ного подкрепления братии в их иноческих подвигах. Много дивных чудес совершалось и записыва­лось в житийной литературе. В 1665 г., 9 мая, вместо деревянной Никольской церкви, построенной Лонгином, заложена была камен­ная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приде­лом во имя Святителя Николая, ко­торая была освящена 9 февраля 1671 г. Место погребения Лонгина оказалось внутри церкви при се­верной стене. В1871 г., 18 июля, в 10 часов вечера, две из пяти глав Благовещенской церкви с боль­шой частью свода обвалились. Внутри храма были большие раз­рушения, гробницу завалило кир­пичом и мусором, но тем не ме­нее она осталась цела. Все пред­меты, находившиеся на гробнице, уцелели, даже стеклянный футляр не разбился. В этом люди увиде­ли перст Божий. 18 марта 1872 г. рака преподобного Лонгина была перенесена в теплую Спасскую церковь. Ветхая Благовещенская церковь была разобрана.

Наш Коряжемский хра­мовый комплекс, по­священный преподобному Лонгину, в бытность свою монастырем назывался так – Сольвычегодский Николаевский Коряжемский общежительный мужской монастырь. Располагался он в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 558 верстах от своего административного и идеологического центра – Вологды. В скором вре­мени по основании монастырь стал расширяться. Была возведена цер­ковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В1547 году 25 августа царь Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) пожаловал Коряжемскую обитель грамотами и да­рами: иконы, книги, колокола, зем­ли (Христофорова пустынь). Это было первое земельное приобре­тение. Но уже в 1558 году, по со­хранившимся документам, монас­тырь имел несколько деревень: Конашевская, Телячья, Савинская, Луковицина Гора. Хозяйство монасты­ря разрасталось. В 1583 году царь Иван Грозный снова пожаловал мо­настырь своим благодеянием: раз­решил монастырю держать пере­воз через Вычегду против Сольвычегодска, а также пользоваться крупной суммой денег из царских доходов от продажи соли. Теперь монастырю принадлежат участки земли и строения в Сольвычегодске. Растет число луговых и пой­менных земель, которые ценятся своим травостоем. Конечно, при­ходилось платить и налоги, подчас очень существенные. Например, при заселении Сибирских земель в подмогу переселенцам пришлось платить по 50 рублей с каждых трех сох. Тем не менее денежное хо­зяйство было очень значительное. Так, однажды монастырь ссудил одному из Строгановых единовре­менно сто рублей. По тем време­нам это очень большие деньги.

Уже при первом Романове, Михаиле Федоровиче, за монасты­рем числилось «269 дворов, да двор монастырский, да 15 дворов пустых, а людей было 355 чело­век, да еще две мельницы». Епископ Вятский и Великопермский Александр, будучи выходцем из Коряжемской обители и родом из подмонастырской слободы, был привержен к своей, как теперь го­ворят, малой родине и к родному монастырю. Он много сделал для дальнейшего его развития. В час­тности, на свои келейные средства он построил в 1665-1671 году ка­менную Благовещенскую церковь на территории монастыря и при­слал колокол весом в 20 с лиш­ним пудов. Денежных вложений с его стороны было 3261 рубль.

Но государственная политика, направленная на поддержку и раз­витие монастырей, значительно переменилась в связи с вступле­нием на престол царя Петра I. Он резко ограничил духовную власть, отделил ее от светской, ликвиди­ровал патриаршество, взамен его создал Духовную коллегию или Святейший Синод, находившийся под контролем правительства. Же­сткие административные переме­ны, увеличение налогов на мона­стыри привели к ухудшению эко­номического состояния обители. В частности, по переписке в 1678 году за Коряжемским монастырем числилось 265 половничьих крес­тьянских дворов. По описи 1740 году их уже оказалось 94.

При императрице Екате­рине II (Великой) по­ложение монастырей еще больше ухудшилось. В 1764 г. для пополнения государственного фонда была проведена секуляри­зация церковных и монастырских земель. У Коряжемской обители также большая часть земельных владений была отобрана. Доходы резко уменьшались. Количество насельников монастыря также уба­вилось. Состояние монастыря сде­лалось плачевным, когда после учреждения винных откупов была разрешена в деревне Песчанка подвижная винная выставка. Про­дажа вина вблизи монастыря яви­лась труднопереносимым искуше­нием. Долгое время нравственный уровень братии оставлял желать, лучшего. К тому же по разным при­чинам происходила частая замена игуменов - настоятелей монасты­ря. Порядка в монастырском хозяй­стве было все меньше и меньше. В октябре 1861 г. епископ Воло­годский Христофор донес Святей­шему синоду, что из 18 мужских монастырей, существующих на Вологодчине, предоставляется воз­можным закрыть Коряжемский, так как он беден монашествующими (10 человек), беден материально и не значим исторически. Таким образом, монастырь был упразд­нен, а штат приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю. С 22 января 1864 году монастырь стал считаться закрытым.

Через 32 года, именно 13 апреля 1896 года, после­довал указ Святейшего си­нода о восстановлении Коряжемского монастыря в самосто­ятельности, с учреждением в нем общежития со строгим Са­ровским Уставом. Богослужения отправлялись на два клироса. Службы шли по четыре часа. Беспрерывно читался псалтырь. Помимо большого молитвенно­го труда, в монастыре постоян­но велись ремонтные работы, хозяйственные службы. Число братии росло. На территории монастыря стояли следующие хра­мы: Соборный храм Благовеще­ния Пресвятой Богородицы, цер­ковь во имя Спаса Нерукотвор­ного Образа, каменная колоколь­ня, каменная часовня над колод­цем, ископанным Лонгином. Внутри ограды находятся также келий доя проживания служите­лей, церковные и хозяйственные постройки. Вне ограды тоже было достаточно построек, в том числе баня внизу, у воды, и лес­тница в 72 ступеньки с площад­кой для отдыха. Количество бра­тии дошло до 50 человек. Свя­тая обитель в стороне от горо­дов и больших дорог возрожда­лась и восстанавливалась. В1904 году заложили новый каменный, доныне существующий храм Лонгина Коряжемского, с ниж­ним пределом Николая Чудот­ворца. 8 августа исполняется 100 лет со дня закладки первого кам­ня. Он был закончен и открыт для богослужений в 1911 году.

Но в 1917 году грянула рево­люция, и монастырская жизнь пришла в окончательный упадок, разор и запустение.

Отгремели революционные, которые смели с лица земли мужской монастырь, а заодно и большинство служебных и хозяйственных построек. Не стало на территории монасты­ря часовни, зарыли колодец, были обрушены Благовещенс­кая церковь и колокольня, развалилась окружавшая монас­тырь ограда. Сильно обветшала Спасская церковь. В мирное советское время она была складом. Храм Лонгина Коряжемского, постройка более поздняя, сохранился относительно не­плохо. Он тоже был использован под склад, а на втором этаже левого крыла сидели конторские служащие.

После революции прошло 72 года. 30 июня 1989 г. на сессии горсовета на­родных депутатов было принято мудрое решение - передать зда­ния Николо-Коряжемского мона­стыря с прилегающей террито­рией в пользование православ­ной Общине. Справедливость восторжествовала.

В Коряжму по приглашению общины приехал священник-иерей отец Михаил (Яворский). На базе Коряжемской православной общины он создал приход, где и стал действующим приходским священником. Богослужения ве­лись в молельном доме. Парал­лельно с этим, в свободное от церковных служб время, отец Михаил вместе с прихожанами расчищал от хлама и завалов тер­риторию и здание монастыря. Ос­новной груз восстановительных работ несли на своих плечах жен­щины. В основном немолодые, физически далеко не атлеты, они выполняли самую грязную и тя­желую работу. Сохранившие в душе религиозное чувство, зало­женное, может быть, с детства, они по благословению батюшки бесстрашно взбирались на кров­лю храма, делали большое дело своими малыми силами. Да и сам отец Михаил проявил себя как великий труженик. С утра и до позднего вечера пропадал он на работе, занимался расчисткой территории, строительными, органи­зационными хлопотами.

Начинали на пустом месте, практически с нуля. Пришлось до­бывать элементарный рабочий инструмент, хлопотать об изготов­лении чертежей по подводке вод­ных сетей и канализации, догова­риваться с трестом о производстве работ и так далее. Много было за­бот и проблем, но хозяйский глаз отца Михаила не упускал никакой мелочи. Достать, добыть, догово­риться, найти деньги, материалы, технику, убедить и увлечь людей – во многих ипостасях пришлось побывать отцу Михаилу при восста­новлении храма. Но святая святых богослужения - тоже нельзя за­бывать. В первую очередь он священник, а прораб, бухгалтер, снаб­женец - это уже во-вторых.

В свое время прихожане в знак признательности за его тру­ды посвятили отцу Михаилу стихи:

Чем был наш храм в теченье

долгих лет?

Печальный остов веры угнетенной.

Но наконец во тьме забрезжил свет,

И он предстал пред нами

обновленный.

Воскресла церковь из небытия,

Из мрака, запустения, разрухи.

Так с Божьей помощью,

молитву сотворя,

Творили чудо золотые руки.

И скинув рясу, Вы, святой отец,

Трудились сами рук не покладая.

И швец, и жнец, и на дуде игрец,

Других идеей светлой увлекая.

Сумели Вы сплотить вокруг себя

Гореньем чистым личного примера

Тех, кто живя, страдая и скорбя

Хранил в душе свет негасимый веры.

Спасибо Вам за ваш нелегкий труд,

За то, что Божье слово в мир несете.

От всей души хвалу Вам люди воздают,

И слава добрая идет о Вас в народе.

Церковное начальство оце­нило труды отца Михаила, и он был возведен в сан протоиерея. При таком самоотверженном тру­де церковь преподобного Лон­гина была освящена уже 14 сен­тября 1990 года преосвященным Пантелеймоном, епископом Ар­хангельским и Мурманским. На официальное открытие храма съехалось много гостей из дру­гих городов, соседних приходов и Архангельска.

В первую очередь, был прове­ден косметический ремонт в вер­хнем храме Лонгина Коряжемского. Там же начались и сейчас идут постоянные богослужения. Восста­новление храма набирало оборо­ты. Нашли и откопали, а затем и восстановили колодец Лонгина. Перевезли из Сольвычегодского музея вериги и власяницу Лонгина, поместили в раку преподобного, под его же иконой, изготовленной на средства прихожанки. Вериги и власяницу доставили в Коряжму на теплоходе по Вычегде, торжественным крестным ходом при огромном стечении народа. По чертежам, разработанным отделом главного конструктора КЦБК, силами ремонтно-механического производства изготовлены и установлены кресты, главы и купола. Построили часовню над колодцем, колокольню, где располагаются воскресная школа, квартиры для молодых священников, а вверху под шатровой кровлей, повесили колокола. Когда они появились, пришлось пригласить мастера по колокольным звонам. Прошли и эту науку, и теперь плывет над Коряжмой по выходным дням и в праздники колокольный звон, за­зывая горожан на церковную служ­бу. Говорят, колокольный звон очень благотворно влияет на здо­ровье человека.

Много сил и средств было вложено в восстановление нижнего придела. Сейчас там реставрационные ра­боты закончены, и выглядит он просто сказочно. Его оформлени­ем занимались исключительно та­лантливые люди, можно сказать, соль земли русской. Иконы, напи­санные яркими красками на биб­лейские сюжеты, «фресковая» роскошь стен и потолка привле­кают к себе взгляд прихожанина, заставляя его задуматься о жизни и о суете земной. Но самая впе­чатляющая красота - это, конеч­но, иконостас. Резьба по дереву – взлет человеческого мастерства. Автор резного великолепия, со­здатель и исполнитель, – житель Коряжмы Анатолий Григорьевич Панферов, профессиональный художник. Его творческий потенциал, высокие духовные стрем­ления и золотые руки по молит­вам и благословениям настоятеля отца Михаила создали это нео­быкновенное чудо.

Верхний храм Лонгина   Коряжемского тоже постепенно укра­шается. Поставили новый цент­ральный подсвечник и престол в алтаре – подарки от КЦБК, на амвоне развернули красивое бронзовое ограждение, высо­ченный иконостас заполнили иконами. Иконостас постепенно заполняется элементами резьбы по дереву и обещает быть еще краше и великолепней, как пре­красный иконостас нижнего при­дела.

Блестящие на солнце главы, купола, шатры, устремившиеся в небо кресты, белые стены храма вкупе с колокольным звоном яв­ляют собой слияние прошлого и настоящего и открывают дорогу в будущее. Количество прихожан растет с каждым годом. На вос­кресную литургию приходит мно­го молодых родителей, стремя­щихся причастить своих малышей. Дети до 7 лет допускаются к свя­тому причастию без поста и ис­поведи, и молодые папы и мамы стараются приобщить к богу сво­их детей как можно раньше.

 Да, есть еще в России уголки,

 Где камни древние на нас  покоем дышат,

Где благочестия сверкают родники,

Где боль души измученной  услышат.

Они, как "фениксы", из пепла   восстают,

В лазурь небесную вонзив   кресты святые.

Там службы православные идут,

И звон малиновый плывет как в дни былые.

Таков наш храм, поднятый из руин

Трудами и молитвами прихода...                                                                                                                  1ñòð.                                                                                                                                                             2ñòð.

    ÃëàâíàÿÑîáûòèÿÔîòîãðàôèèÑïèñîê ïóáëèêàöèé