Главная страница
Малые карелы.
Сийский монастырь
Куртяево
Страничка автора

Малые карелы
Русь моя веками не старела,
И тому порукой назову
У деревни Малые Карелы
Северную сказку наяву.
Глянь на всё влюблёнными глазами,
Верностью сыновней обуян,-
Что ни дом - то древнее сказанье!
Что ни храм - то летопись славян!
Иван Шапкин

Архангельский Север справедливо считают «заповедником русского деревянного зодчества»: здесь сохранилась немало шедевров народной архитектуры. Древний зодчий возводил храм или строил избу по своему разумению, «как мера и красота скажут», опираясь на опыт строительного искусства, который передавался из поколение в поколение, от отца к сыну. Доведенный до совершенства приемы плотнического мастерства, практическая сметка, выдумка, художественный вкус и изобретательность мастеров предавали многим строениям неповторимый архитектурный облик, хоть и создавались эти шедевры подчас с помощью одного лишь топора и без единого гвоздя.
Архангельский Север – край лесной, и поэтому традиционным строительным материалом здесь всегда было дерево. Начиная от величественных храмов, стройных мельниц, крестьянских жилищ и кончая ложкой, детской игрушкой, - всё делалось из дерева. Для строительства использовались хвойные породы – сосна, лиственница, ель.
      Изобилие древесины, её прекрасные теплоизоляционные свойства, относительная легкость обработки и быстрота укладки бревен в строительные конструкции позволяли нашем предкам в сравнительно короткие сроки создавать удобные жилища, которые могли противостоять суровым зимам.
      Чтобы сделать избы красивыми, мастера украшали их резными наличниками, «причелинами», «подзорами», «конями», «полотенцами». Детали эти имели и декоративное, и утилитарное назначение. Для покрытия куполов церквей брали осину, из которой изготовляли так называемый «лемех» (тонкие дощечки с резными концами разной формы и величины).
        Такие купола серебрятся в лучах неяркого северного солнца. Однако дерево подвержено гниению и легко воспламеняется. Приёмы обработки брёвен не пилой, а топором удлиняли срок службы этого материала, поскольку в этом случае его поры закрыты и дождевая вода не попадает внутрь древесины. Давно ушёл в прошлое патриархальный деревенский быт. Изменился и облик деревни. В современных посёлках, наряду с традиционным материалом – деревом, применяются камень, железобетон, пластик. Но по сей день восхищают талант и выдумка безвестных крестьянских зодчих, оставивших память о себе в жилых, хозяйственных, инженерных и культовых сооружениях.

Сохранить эти ставшие уникальными памятники народной архитектуры, исторически верно воспроизвести облик и саму обстановку северной деревни, отразить хозяйственную и культурную жизнь крестьян и, наконец, показать процесс классового расслоения крестьянства на рубеже XIX – начала XX века – таковы главные задачи музея деревянного зодчества.
Свидетелями многих печальных и радостных событий были на своём веку эти памятники истории и архитектуры, демонстрирующие самобытный талант русского народа, его культуру.
Суров климат Севера, долги и морозны его зимы! И поэтому под одной крышей дома объединены жилые и хозяйственные помещения. Чтобы сберечь тепло, крестьянин делал жильё небольшим. Небольшими также были окна и двери. А чтобы нестрашны были снежные заносы и холода, дома ставили на высоких подклетах.

Помимо дома-двора в крестьянскую усадьбу входили амбар, баня, колодец и другие сооружения, и в каждой зоне севера они имели свои особенности. На Пинеге, например, бани и амбары порой выносились за деревню и составляли «банные» и «амбарные» городки. На Мезени из-за крутых берегов они строились на берегоукрепляющие станы – «обрубки». Подобную постановку хозяйственных построек можно встретить и в музее.

© 02.02.2007 Starkovsky Vladislav All rights reserved ® Right copy
© 02.02.2007 Старковский Владислав Все прова защищены