. . .
     
  История Фотоальбом Автор
.
 

ИСТОКИ
ИстокиНебольшое зырянское селение Пырос в устье Вычегды существовало уже в ХIV веке. Его посетил в 1379 году известный просветитель Стефан Великопермский, отправившийся на Север с целью христианизации. Термин "Котлас" впервые встречается в документах начала XVII века, где речь идет о покупке деревни, что "…на речке на Кодласе". В ХIХ веке Котлас и находившиеся вокруг деревни входили в состав Вологодской губернии. По данным клировой ведомости Стефановской церкви за 1913 год Котласский приходский погост объединял 19 деревень, из них 7 деревень Великоустюгского уезда и 12 — Сольвычегодского. Главным занятием населения было земледелие, но из-за низкой урожайности крестьяне уходили на сезонные работы. Котласские отходники были в основном строителями, каменщиками, плотниками, печниками.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
В 1895 году по рекомендации комиссии во главе с министром финансов С. Ю. Витте "Высочайшим повелением" Министерству путей сообщения было дано указание приступить к строительству железной дороги Пермь-Вятка-Котлас. Руководителями строительства были назначены начальник работ И. Н. Быховец, его помощники Толмачев, Березин и Штольцман. Строительство дороги, протяженностью 812 верст, финансировали заинтересованные в экспорте Витте С. Ю.сибирского хлеба, масла, пушнины, льна купцы и промышленники братья Володины, Натансон, русский банк внешней торговли, Луи Дрейфус и Ко.
СУДОХОДСТВО
Вторая половина ХIХ века — начало развития парового судоходства на Северной Двине. Основателями пароходного дела были архангельский торговец Ф. Булычев, купец А. Булычев и коммерческий советник И. Грибанов, создавшие в 1858 году "Акционерное Северодвинское пароходное общество" с правлением в Устюге. В 1898 году возникает крупное объединение судовладельцев "Северное пароходство Котлас-Архангельск-Мурманск" с правлением в Архангельске. Оно занималось доставкой сибирского хлеба, поступавшего по железной дороге в Котлас, оттуда по Северной Двине в Архангельск. В 1917 году в это объединение входили 15 пароходных фирм.
ТОРГОВЛЯ
РазгрузкаЕще в XVIII веке, на левом берегу речки Лименда,
в 4-х километрах от Котласа, находился полукустарный лесопильный завод Сольвычегодского купца И. Свинина. В начале ХХ века появились паровые мукомольные мельницы купцов Фирсова, Коробова и компаньонов Сватковского и Верховцева. Затем были построены 4 пекарни. Наиболее известной была водяная мельница Редькина на речке Лименда. Известный промышленник и банкир П. П. Рябушинский планировал построить вблизи города в селе Байка целлюлозно-бумажную фабрику. Вся торговля была сосредоточена в деревне Жернаково, где происходила перевалка грузов с железной дороги на воду. Главным грузом были рожь и мука. Не менее важными дрова, тес, строительные материалы. В Пермь и Вятку отправлялись ивовая кора и соленая рыба, а на север — хозяйственные орудия. С проведением железной дороги увеличился вывоз строевого мачтового леса, дров и брусьев. В Котласе появляются агентства иностранных фирм Луи Дрейфуса, Натансона, Стюарта, отделение "Русского банка" для внешней торговли, "Русско-азиатского банка".
ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА
Инициаторами создания городского поселения стали котласские купцы и промышленники. Их поддержали уездные земства Сольвычегодска и Усть-Сысольска. В справке, предоставленной вологодскому губернатору Великоустюжским уездным исправником в 1914 году сообщалось, что в Котласе имеются почтово-телеграфная контора, 2 начальных училища, народный дом, отделения Вятской и Сольвычегодской тюрем, частная аптека, эпидемический санитарный покой, казенная винная лавка, канцелярия котласского лесничества, 2 клуба, музыкально-драматический кружок, вольная пожарная дружина, общество котласских торговцев и промышленников, железнодорожные станция и депо, земская станция, 5 пристаней пароходных обществ и телефон. В июле 1913 и в мае 1914 года в Котласе состоялись совещания по вопросу преобразования поселка при станции Котлас в город. После затяжки, вызванной началом первой мировой войны, 3 июня 1917 года Временное правительство принимает постановление о присвоении Котласу статуса города. В черту города вошли деревни Жернаково, Петрухинская, Осокориха и полоса отчуждения железной дороги.
ОТ РЕВОЛЮЦИИ К РЕВОЛЮЦИИ
В октябре 1905 года котласские железнодорожники приняли участие во всероссийской политической стачке. Состоялись забастовка, митинг и демонстрация. Был создан забастовочный комитет во главе с врачом И. И. Рыковым.
В годы первой мировой войны на складах Котласа скопилось большое количество каменного угля, зерна и боеприпасов. В 1915 году через сооруженную земляную дамбу на Михейков остров была проложена железнодорожная ветка. Это положило начало созданию здесь судоремонтных механических мастерских и строительству поселка Лименда. Железнодорожным и речным транспортом на севере распоряжалась созданная в 1915 году междуведомственная перегрузочная комиссия.
После свержения самодержавия в марте 1917 года в Котласе создается Временный исполнительный комитет во главе с юристом Д. П. Репиным. Исполком организовал народную милицию во главе с Н. В. Буевским. В марте 1917 года в Котласе создается организация РСДРП(б), которую возглавляет Д. П. Репин. Тогда же в Котласе появляется первый в Вологодской губернии Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, председателем которого стал А. М. Чирков. Первые мероприятия Совета: создание примирительной камеры, по разрешению трудовых конфликтов, организация бесплатной юридической помощи населению, создание ревтребунала и чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Летом 1917 года на выборах в городскую думу 8 из 20 мест получили большевики, и 4 — кадеты. Полновластным органом революционной власти Совет становится в октябре 1917 года. Социалистическая революция победила в Котласе мирным путем.
СТАНОВЛЕНИЕ
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ
Канонерская лодка 'Какстон'В планах интервентов и белогвардейцев Котлас занимал особое место. Здесь планировалась встреча англо-американских и французских войск к белочехами и колчаковцами и отсюда движение на Москву. Интерес противника объяснялся и наличием в Котласе больших складов, средств речного и железнодорожного транспорта. Котлас стал базой формирования и снабжения частей Красной Армии. Организацию и защиту города возглавил заместитель председателя Архангельского губисполкома П. Ф. Виноградов. Прибыв в Котлас 6 августа 1918 года, он приступил к формированию Северодвинской военной речной флотилии. Первый бой ее суда дали интервентам в ночь с 10 на 11 августа в Двинском Березнике. 10 августа был сформирован Котласский боевой район под командованием А. А. Медведева. Созданным в его составе Нижне-Двинским военным районом руководит П. Ф. Виноградов. 12 августа глава советского правительства В. Ленин телеграфирует командующему 6-й армией М. С. Кедрову: "Теперь вы должны… связаться с Котласом, послать туда летчиков немедленно и организовать защиту Котласа во что бы то ни стало". В соответствии с этим указанием из отрядов рабочих и матросов, прибывших из Петрограда, в ноябре 1918 года создается 18-я стрелковая дивизия, получившая название "котласской". Командующим назначен И. П. Уборевич. К лету 1919 года Северодвинская флотилия насчитывает 50 пароходов, 9 канонерских лодок, 5 плавучих батарей, 11 тральщиков, 5 сторожевых кораблей, 43 вспомогательных судна, десантно-разведывательный отряд и гидроавиаотряд из 11 самолетов.
В Котласе формируется отряд Красной гвардии, численностью около 100 человек, командиром его становится бывший солдат, рабочий затона Лименда Я. Г. Русс. Создается отряд особого назначения во главе с Петром Жолобовым, несший постовую службу. В 1919 году в затоне Лименда оборудован бронепоезд "Красный моряк". Этот бронепоезд принимал активное участие в боях, в феврале 1920 года — в освобождении Архангельска. В затоне Лименда опытные речники и рабочие бронировали суда. Осенью 1919 года вторая рота, сформированная в Котласе, и военные моряки разбили отряд белогвардейского капитана Орлова, двигавшегося со стороны Яренска на Котлас.
Война нанесла огромный урон северному речному флоту. Белогвардейцы и интервенты потопили и увели с собой 863 паровых и 1259 несамоходных судов.
КОТЛАС В 20-е — 30-е ГОДЫ
Развитие Котласа после гражданской войны в первую очередь связано с лесной промышленностью. В 1924 году в Лименде создана крупная лесоперевалочная база, где вычегодскую древесину грузили в вагоны. В 1931 году образована Болтинская лесоперевалочная база, где выполнялись работы по выкатке и отгрузке древесины, заготовленной в Сухоно-Югском бассейне. Древесина шла на внутренний и внешний рынок и перерабатывалась на шпалы и крепеж. В 1943 году сдается в эксплуатацию лесопильный завод № 46. В конце 20-х годов в Лименде на базе старых мастерских началось строительство судостроительно-судоремонтного завода. В 1930 году заложен механический цех, началось строительство котельного, литейного, деревообделочного цехов. В 1932 году Лимендский завод осваивает производство металлических судов, катеров и вспомогательных судовых механизмов.
В предвоенные годы Котлас сложился, как промышленный и транспортный узел. Расширена пристань, пополнился флот, создан грузовой участок Новая Ветка. Вступили в строй мастерские по ремонту вагонов. В 1930 году построена типография, в 1940 году — горпромкомбинат, действует 8 артелей промысловой кооперации и кирпичный завод. В 1937 году вступает в строй городская электростанция.
До начала 30-х годов жилье в основном располагалось между берегом реки и железной дорогой. Теперь к югу от железнодорожного полотна вырастают кварталы жилых домов, прокладываются улицы. В 1940 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас выделяется в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
В 30-е годы Котлас стал местом сосредоточения десяти пересыльных и лагерных пунктов. Здесь в 1938 году было образовано управление Печоржелдорлага, которое занималось перевалкой грузов для строительства Печорской железной дороги и дальнейшей переправки заключенных. Заключенные работали на лесозаготовках, лесосплаве, строительстве железной дороги и железнодорожного моста через Северную Двину.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
СтройкаЗа годы войны Котласским военкоматом были призваны в армию около 40 тысяч человек. Более 12 тысяч погибли, почти 4 тысячи пропали без вести. 12 героев Советского Союза дала котласская земля: Б. П. Бегоулев, З. И. Вяткин, И. П. Дементьев, А. И. Коровин, П. П. Кожин, А. П. Мелентьев, А. М. Меркушев, А. В. Пелевин, Ф. А. Харченко, В. И. Щелкунов, А. Д. Юдин и Н. Г. Кузнецов.
В 1941—1942 годах в Котласе была сформирована 28-я стрелковая дивизия, получившая впоследствии название Невельской Краснознаменной.
В Котласе был создан эвакуационный пункт для приема населения из временно оккупированных врагом территорий. В городе разместился эвакогоспиталь № 2520 на 400 коек для лечения раненых воинов. Лимендский судостроительно-судоремонтный завод освоил выпуск кожухов авиационных бомб, дорожно-мостовых переправ, барж и мин. Горпромкомбинат и трест "Котласречстрой" приступил в сентябре 1941 года к производству для армии лыж и саней. Позднее их стали изготовлять на Лимендской и Болтинской лесобазах, где возрос объем выкатки, разделки и отгрузки древесины. После введения в строй в 1941 году Северо-Печорской железной дороги, а летом 1942 года — моста через Северную Двину через Котлас пошли печорский уголь и нефтепродукты для Северного Военно-морского флота и Архангельска. Для нужд армии котлашане собрали свыше 15 тысяч штук теплых вещей, 2 787 626 рублей на строительство танков и самолетов. Внесено в Фонд обороны и куплено облигаций государственных займов на сумму 1 906 745 рублей. Городской Совет и партийные организации решали вопросы обеспечения промышленности крепежным лесом, дровами, шпалами, фанерной березой. Городские власти занимались вопросами трудоустройства и бытового обслуживания инвалидов Отечественной войны, развития огородничества.
ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 40-е — 60-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
После Великой Отечественной войны социально-экономическое развитие Котласа заметно усилилось. Появляются новые предприятия, возводятся промышленные объекты и жилье, растет население. Коллектив завода Лименда внедряет в производство секционный метод постройки металлических судов и барж. Главный инженер завода А. А. Фикс, главный технолог Н. М. Ядрихинский и котельщик В. Д. Лахтионов были удостоены в 1950 году звания Лауреатов Государственной премии. В 1949 году рядом с Котласом вырос поселок железнодорожников Вычегодский, где было образовано Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, сортировочный парк, локомотивное и вагонное депо, строительно-монтажный поезд № 222. Здесь построены Дом культуры, музыкальная школа, 3 общеобразовательные школы, Дом спорта, стадион, профтехучилище № 4, школа для слабослышащих детей. В 1957 году в Котласе появилось здание нового железнодорожного вокзала, реконструированы речной порт и грузовой участок Новая Ветка.
В 1961 году дал первую продукцию Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. В 1965 году вступила в строй 2-я очередь, а в 1972 году — 3-я очередь ЦБК. В 70-е—80-е годы вступили в строй завод силикатного кирпича, электромеханический завод, комбинат хлебопродуктов, построены новые здания типографии, аэропорта, речного вокзала. Началась трансляция программ центрального телевидения. Реконструированы горпромкомбинат, молокозавод, автоколонна № 1182, пассажирское автопредприятие, пивоваренный завод. Построена автодорога Котлас-Коряжма. Филиал акционерного общества "Артелеком" запустил в работу мощную АТС на 6 800 номеров. Город превратился в сплошную строительную площадку. Появились новые жилые массивы, школы, детские учреждения, дом связи, педучилище, крытый рынок и другие объекты.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В 70-90-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
В эти годы Котлас достиг наивысшего пика социально-экономического развития. Летом 1970 года началось строительство электромеханического завода. В 1971 году в целях газификации Котласа и соседних районов образуется предприятие "Котласгазсервис". Тогда же сдан в строй ультракоротковолновый ретрансляционный цех Архангельской радиотелевизионной передающей станции. Через два года началась трансляция передач центрального телевидения. В 1972 году введена в эксплуатацию третья очередь Котласского целлюлозно-бумажного комбината. Тогда же была сдана первая очередь завода силикатного кирпича (директор Н. Н. Тутов), мощностью 60 млн. штук кирпича в год, в 1976 году — вторая очередь и завод мог производить 120 млн. штук кирпича в год.
В 1973 году утвержден генеральный план застройки города, разработанный институтом "Ленгипрогор". Он предусматривал формирование шести микрорайонов. Согласно генплану началось строительство второй очереди ЭМЗ, типографии, швейной фабрики, реконструкция водопроводных сетей. В Х пятилетку (1976—1980-е годы) вступили в строй новый молокозавод, завод крупнопанельного домостроения, третий пусковой комплекс птицефабрики, элеватор комбината хлебопродуктов. Прирост промышленного производства предприятий города составил 23%. Реальные доходы на душу населения возросли на 37%. Построены десятки жилых домов, две школы, 13 детских учреждений, детская больница в Коряжме, 15 магазинов, 21 столовая. В 1982 году сдана автодорога Котлас-Коряжма протяженностью 38 км. В следующем году открыта стоматологическая поликлиника, Вычегодское профтехучилище, дом связи. В 1986 году закончено строительство крупного больничного комплекса областного значения. Объект создан на средства, заработанные участниками ленинских коммунистических субботников.
На эти годы приходится пик развития Котласского авиапредприятия. В 1988 году было перевезено 480 тыс. пассажиров и 3554 тонн грузов. В этом же году речной порт обслужил 960,5 тыс. пассажиров, оправил 7109,7 тыс. тонн грузов.
В 90-е годы ХХ века экономика города вследствие причин общего характера пережила острейший кризис. Было свернуто производство на ряде промышленных предприятий, росла финансовая задолженность и неплатежи, упала инвестиционная активность и объемы капитального строительства. Обострилась обстановка в социальной сфере: задержки с выплатой пенсий и зарплаты, рост цен и тарифов, забастовки.
В 1997 году администрация и городское Собрание депутатов выработали и приступили к реализации антикризисных мероприятий оперативного и долговременного масштаба. Они позволили стабилизировать и в значительной мере оздоровить ситуацию. Этому способствовали некоторым образом и последствия дефолта 1998 года. Уже в 1999 году прирост промышленного производства составил 94%. В строительстве рост составил 28,2%, на транспорте — 42%, в торговле — 25,4%. Укрепляется частное предпринимательство не только в сфере коммерции, но и в производстве, в частности, в лесозаготовках. В последующие годы рост продолжился, хотя и замедлился. В 2000 году объем промышленной продукции увеличился на 7%, в 2001 году на 0,11%. Выросла доходная часть муниципального бюджета, увеличились и расходы. Реально выросла заработная плата, сдерживается рост стоимости коммунальных услуг в доле, уплачиваемой населению.
В 2000 году был капитально реконструирован путепровод. В октябре 2001 года пущен в эксплуатацию мостовой переход через Северную Двину протяженностью 7,2 километра. В декабре 2001 года после реконструкции была введена в строй новая мельница на комбинате хлебопродуктов. Теперь это — АО "Котласский мелькомбинат", входящее в агропромышленный холдинг "Русагрокапитал". На очереди модернизация производства комбикормов. Вновь наращивает производство электромеханический завод, судостроительно-судоремонтный завод, лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Возобновлены дноуглубительные работы Северо-Двинским бассейновым управлением водных путей и судоходства. Развертывается телефонизация территории филиалом "Артелекома". Восстановлено авиасообщение "Котлас-Архангельск". В 2002 году в новом здании открылась школа искусств "Гамма".
Стабилизация экономики вкупе с оздоровлением социальной сферы создает благоприятные перспективы для развития города.

[Стартовая страница]


All rights reserved. Viewing of a site is desirable in browser Opera.