История "СЕВМАШа"
- 31 мая
1936 г – постановление Совета Труда и Обороны при Совнаркоме
СССР о строительстве судостроительного завода в районе
Никольского устья реки Северная Двина.
- 18 июня
1936 г – прибытие первой групп на берег Белого моря, к
бывшему Николо-Карельскому монастырю.
- 21 декабря
1939 г - официальная дата начала производственной
деятельности: закладка первого корабля, линкольна «Советская
Белоруссия». Заводу присвоен №402.
- 1941 - 1945 г – строительство больших морских охотников,
эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтёров,
плавбаз и плавмастерских. До 1945 г отремонтировано 139
кораблей и судов.
- 1946 - 1955 г – участие в реализации программы «Десятилетний план
военного кораблестроения 1946 - 1955 г». К середине 50-х на
северодвинской верфи сданы флоту 45 кораблей:
1. Большие охотники проекта 122А
– 23 единицы (1944 – 1947 гг.)
2. Эскадренные миноносцы проектов
30, 30 К и 30 бис – 20 эсминцев (1947 – 1953 гг.)
3. Легкие крейсеры проекта 68бис
– 2 крейсера (1954 – 1955 гг.)
·
24 сентября 1955г – закладка первой торпедной АПЛ
с ядерной энергетической установкой проекта 627. Всего построено
38 АПЛ первого поколения:
1. АПЛ проектов 627 и 627А – 13
АПЛ (1958 – 1964 гг.)
2. АПЛ проекта 658 – 8 АПЛ (1960
– 1962 гг.)
3. АПЛ проекта 645 –1 АПЛ (1963
г.)
4. АПЛ проекта 675 – 16 АПЛ (1963
– 1966 гг.)
·
В начале 60-х годов в ответ на строительство в США
АПЛ типа «Джордж Вашингтон» начали создавать атомные субмарины
второго поколения проекта 667. Всего построено 63 АПЛ.
1. АПЛ проектов 667А и 667АУ – 24
АПЛ (1967 – 1972 гг.)
2. АПЛ проекта 661 – 1 АПЛ (1969
г.)
3. АПЛ проекта 667Б – 10 АПЛ
(1972 – 1974 гг.)
4. АПЛ проекта 667БД – 4 АПЛ
(1975 г.)
5. АПЛ проекта 667БДР – 14 АПЛ
(1976 – 1982 гг.)
6. АПЛ проекта 705К – 3 АПЛ (1977
– 1981 гг.)
7. АПЛ проекта 667БДРМ – 7 АПЛ
(1984 – 1990 гг.)
·
В ходе крупнейшей реконструкции в середине 70-х
годов производственные мощности предприятия были удвоены.
Началось строительство АПЛ третьего поколения. Всего построено
27 АПЛ.
1. АПЛ проектов 949 и 949А – 13
АПЛ (1980 – 1996 гг.)
2. АПЛ проекта 941 – 6 АПЛ (1981
– 1989 гг.)
3. АПЛ проекта 685 – 1 АПЛ (1983
г.)
4. АПЛ проекта 971 – 7 АПЛ (1988
– 2001 гг.)
Всего Севмаш
сдал ВМФ 35 ДЭПЛ и 128 АПЛ. Труд коллектива получил достойную
оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда и 1
Герой РФ, большая гуппа работников удостоена высоких наград.
Вернуться в начало \\
|
Награды "СЕВМАШа"
За большие заслуги в деле создания и производства
новой техники, успешное выполнение заданий и пятилетних планов
предприятие награждено пятью орденами СССР.
ОРДЕН ЛЕНИНА
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года - за
успешное выполнение задания Правительства по созданию специальной
техники (создание первой в стране атомной подводной лодки пр.627,
названной впоследствии именем «Ленинский комсомол») и отмечая заслуги
завода в развитии отечественного судостроения.
ОРДЕН ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 г. - за
большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного
вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей,
оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского
флота.
ОРДЕН ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 г. - за
успешное выполнение 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) и организацию
производства новой техники.
ОРДЕН ЛЕНИНА
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1976 г. - за
успешное выполнение заданий 9-й пятилетки (1971-1975 гг.) по выпуску
специальной техники, вводу новых производственных мощностей
судостроительного комплекса, достижение высоких показателей в повышении
эффективности производства и улучшение качества работы.
ОРДЕН ЛЕНИНА
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 г. - за
большие заслуги в создании, испытании и освоении производства новой
специальной техники (создание стратегических АПЛ третьего поколения
пр.941 "Акула").
ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ, ГРАМОТЫ, ЗНАМЕНА
Юбилейный почетный знак - за достижение наивысших результатов во
Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия
образования СССР. (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 13
декабря 1972 г.)
Памятный знак «За высокую эффективность и качество работы в 10-й
пятилетке». (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
от 5 февраля 1981 г.)
Знамя Государственного комитета обороны СССР по итогам Всесоюзного
социалистического соревнования в 3-м квартале 1944 г. (Решение ВЦСПС и
НКСП СССР - ноябрь 1944 г.)
Памятные красные знамена ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР,
Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ - за заслуги в деле социалистического
соревнования и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической
революции. (Постановление от 21 октября 1967 г.)
Благодарность президента РФ – за большой вклад в развитие
судостроения и создание новых образцов специальной техники (от 18 марта
2006 года)
Вернуться в начало \\
|
Руководители "СЕВМАШа"
Руководитель |
Характеристика |
 |
Кондратий Семенович КРАСИЛЬНИКОВ
Первый директор завода. Руководил предприятием с февраля 1939 по
март 1941 г. При К.С. Красильникове были построены первые цехи
основного и вспомогательного производства, завод приступил к
строительству линкоров проекта 23 и эскадренных миноносцев
проекта 30. В марте 1941 года он был освобожден от занимаемой
должности в связи с переводом на другую работу.
|
|
Самуил Никитович
ЗАДОРОЖНЫЙ
Возглавлял завод с марта 1941 г. по октябрь 1942 г. С
началом Великой Отечественной войны на заводе был налажен
выпуск бронебойных снарядов, авиабомб, морских тралов, барж,
понтонов, создается бункерная база для хранения
нефтепродуктов. В октябре 1942 года Самуил Никитович был
освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на
другую работу.
|
 |
Сергей Александрович БОГОЛЮБОВ
директор завода с октября 1942 по сентябрь 1949 г.
Принимал энергичные меры по расширению завода и
развитию его производственных мощностей,
строительству "Больших охотников" проекта 122А,
ремонту и модернизации кораблей ВМФ, ледоколов и
судов транспортного флота. Сергей Александрович –
автор разработки технологии блочной постройки
кораблей и оптического метода центровки валопровода,
лично руководил ходовыми испытаниями кораблей. В
1949г. был репрессирован. Полностью реабилитирован в
1954 году. Почетный гражданин города Северодвинска
(1979г.).
|
 |
Георгий Кононович ВОЛИК
руководил заводом с сентября 1949 г. по февраль 1952 г.
Обеспечил внедрение поточно-позиционного метода строительства
кораблей с применением электросварки. За освоение строительства
эсминцев проекта 30 бис он удостоен Государственной премии
СССР (1951г.). В 1952 году он был освобожден от занимаемой
должности в связи с переводом на другую работу. Герой
Социалистического Труда (1963г.).
|
 |
Евгений Павлович
ЕГОРОВ
директор завода с февраля 1952г. по февраль 1972 г. Под его
руководством завод превратился в мощное предприятие с самыми
совершенными технологическими процессами в постройке
заказов. Именно поэтому заводу поручили освоение и
строительство самых сложных проектов, в том числе и атомных
подводных кораблей. Созданы условия для строительства
кораблей из титановых сплавов, разрабатываются проекты
будущих цехов основного производства. В 1972 году освобожден
от занимаемой должности в связи с переводом на другую
работу. Доктор технических наук (1971г.) Герой
Социалистического Труда (1959г.), лауреат Ленинской
премии (1970 г.), почетный гражданин города Северодвинска
(1978 г.). Его именем назван морской буксир - спасатель и
городская площадь.
|
|
Григорий Лазаревич
ПРОСЯНКИН
директор Северного машиностроительного предприятия с февраля
1972 г. по апрель 1986 г. При его непосредственном участии
разработана принципиально новая технология формирования
основной конструкции в цехе, обеспечивающая возможность
изготовления изделий нового проекта. В этот период была
произведена крупная реконструкция предприятия и начато
строительство кораблей третьего поколения. В 1986 году ушел
на заслуженный отдых. Герой Социалистического труда
(1971г.), лауреат Ленинской (1984г.) и Государственной
премий СССР (1978г.). Почетный гражданин города
Северодвинска (1980г.).
|
 |
Анатолий Иннокентьевич МАКАРЕНКО
Генеральный директор производственного объединения
"Северное машиностроительное предприятие" с апреля
1986 г. по май 1988 г. На этом посту он решает
вопросы, связанные с подготовкой производства
кораблей третьего поколения, внедряются новые
технологии постройки кораблей, совершенствуются
технологические процессы, вводятся в действие
дополнительные производственные мощности. Занимался
практической и научно-исследовательской работой в
области обеспечения акустической защиты заказов,
внес существенный вклад в строительство головной
атомной подводной лодки с баллистическими ракетами.
Кандидат технических наук (1984 г.). Герой
Социалистического труда (1986 г.). Удостоен знака
«За заслуги перед Северодвинском» (2006г.).
|
 |
Давид Гусейнович ПАШАЕВ
Генеральный директор Государственного унитарного
предприятия "Производственное объединение "Северное
машиностроительное предприятие" с июня 1988 года по
март 2004 г. В сложнейших экономических условиях
сумел сохранить технический и производственный
потенциал предприятия, его трудовой коллектив, внес
значительный вклад в принципиально новые подходы по
созданию образцов военной техники и строительство
атомных подводных лодок четвертого поколения,
снижению трудозатрат и стоимости работ, под его
руководством разработан целый комплекс мер по
"двойному" применению высоких технологий,
осуществляются масштабные программы по утилизации
атомных подводных лодок, созданию впервые в России
новой отрасли промышленности по строительству
платформ для освоения шельфа арктических морей. В
1993 году Д.Г. Пашаев, Постановлением Правительства
Российской Федерации назначается президентом
Государственного Российского Центра атомного
судостроения. Кавалер орденов Октябрьской революции
(1984 г.) и Трудового Красного Знамени (1974 г.)
Академик Санкт-Петербургской инженерной академии
(1992г.). Герой Российской Федерации (1995г.).
Лауреат Государственной премии. Награжден знаком «За
заслуги перед Северодвинском» (2004 г.)
|
 |
Владимир Павлович ПАСТУХОВ
Генеральный директор Федерального государственного
унитарного предприятия «Производственное объединение
«Северное машиностроительное предприятие» с мая 2004
года по июль 2007 года. Окончил Николаевский
кораблестроительный институт (1975г.) по
специальности «Судовые силовые установки», получив
квалификацию инженер – механик. Вся трудовая
деятельность связана с Севмашем: инженер техотдела
стапельно-сдаточного производства, инженер-механик,
старший инженер-механик управления главной
энергетической установки АПЛ, сдаточный механик,
участник испытаний нескольких головных АПЛ. С 1984
по 1993 – сдаточный механик, ведущий сдаточный
механик головной и серийных АПЛ проекта 971,
руководитель испытаний и сдачи заказов
Военно-морскому флоту. С 1993 зам. начальника
стапельно-сдаточного цеха по подготовке
производства. В 1994-2004 – гл. инженер предприятия.
В апреле 2004 назначен генеральным директором. Под
его руководством объем продукции увеличен почти в 2
раза, достигнуты показатели «доперестроечного»
периода, успешно решаются многие
технико-экономические проблемы, вопросы
техперевооружения, обновления и модернизации
производственных мощностей, разработки новых
технологий, приведена к международным стандартам
система качества. Награжден медалью «300 лет
Российскому флоту» (1996), орденом Мужества (1999),
орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени»
(2006г.). Лауреат государственной премии РФ в
области науки и техники (2000г.)
|
 |
Николай Яковлевич КАЛИСТРАТОВ
Генеральный директор ФГУП «ПО «Севмаш» с августа
2007 года. После окончания Ленинградского
кораблестроительного института в 1973 году поступил
на Машиностроительное предприятие «Звездочка».
Работал производственным мастером, старшим мастером,
начальником участка, заместителем начальника
монтажно-сдаточного цеха, заместителем начальника
планово–диспетчерского отдела. В 1986 году был
назначен главным инженером, а в 1992 году
генеральным директором Машиностроительного
предприятия «Звездочка».
Кандидат технических наук, лауреат Государственной
премии в области науки и техники. За высокие
достижения награжден орденами «За заслуги перед
Отечеством» III и IV степеней, медалью «300 лет
Российскому флоту». Присвоены звания Почетный
судостроитель РФ и Почетный гражданин города
Северодвинска.
|
Вернуться на главную \\
Посмотреть на ФГУП "ПО "СЕВМАШ" в галерее \\
Вернуться в начало \\
|
|
|