МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАНИЯ И

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

101856, Москва. Центр, Чистопрудный бульвар,5

факс (095) 924-69-89, телефон 924-27-69

телетайп: 114027 КОНОИД

 

 

 

 

 

Органы управления

образованием субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

 

Направляем информацию об итогах Всероссийского семинара-совещания по проблеме: "Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях" (14-18 января 2003 г.).

Просим довести до сведения руководителей образовательных учреждений для учета в практической деятельности.

Приложение на 4 л. в 1 экз.

 

 

 

Начальник Управления                                                                           В.А.Березина

 


Исп. Виноградова ЛИ. 923-84-50

         Веневцева Н.Н.     925-75-63

Информация

о проведении Всероссийского семинара-совещания

"Воспитательная деятельность классного руководителя

в современных условиях"

В рамках реализации Основных направлений развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы в Москве на базе АПК и ПРО с 14 по 18 января 2003 года состоялся Всероссийский семинар-совещание по проблемам "Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях" (далее - Семинар).

В работе семинара приняли участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, методисты.

Программа Семинара позволила участникам ознакомиться с управленческой деятельностью Минобразования России по обеспечению Программы развития воспитания в системе образования России, созданию условий - кадровых, организационно-методических по обеспечению прав ребенка в школе, оказанию ему психолого-педагогической поддержки; гуманизации пространства детства, роли педагогического коллектива в формировании партнерских отношений с семьей.

Ведущие ученые в области развития воспитания, представляющие сегодня различные научные школы: И.А. Зимняя, академик РАО, доктор психологических наук, профессор; Н.Л. Селиванова, доктор педагогических наук, профессор; В.А. Караковский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Н.Е. Щуркова, доктор педагогических наук, профессор; И.Д. Демакова, доктор педагогических наук, профессор; С.Д. Поляков, доктор педагогических наук, профессор и другие осветили важнейшие проблемы воспитания в современном обществе, определили основные направления его развития, раскрыли различные аспекты воспитания на основе тесного взаимодействия теории и практики, большой экспериментальной работы.

Участникам была предложена трактовка воспитания в образовательном учреждении как непосредственное или опосредованное, прямое или косвенное социально-позитивное, целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством использования имеющихся и создания определенных условий, способствующих его самоактуализации, социализации и саморазвитию в многоплановом полисубъектном взаимодействии в образовательной среде.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит уникальному человеку - классному руководителю.

Классный руководитель, как педагог, имеющий большие возможности влияния на развитие личности ребенка, призван уделять особое внимание проблемам гуманистического воспитания, необходимости создания условий для  формирования в нем высших духовных ценностей:  Человек, Жизнь, Природа, Добро, Истина, Красота, Счастье, Свобода, Справедливость, Равенство, Деятельность, Труд, Познание, Игра. Сегодня на первый план по значимости выходит проблема саморазвития, самостроительства человека. Воспитание без самовоспитания неполноценно. Самовоспитание же начинается с самопознания.

Во все времена одним из основных методов воспитания было слово, особенно слово назидания. Это, как правило, был монолог взрослого человека, знавшего ответы на все вопросы. Сегодня монологи, даже самые удачные, не производят большого впечатления на детей. Зато безотказно действует диалог, в процессе которого идет совместный поиск истины.

Программа Семинара позволила слушателям перейти от общих теоретических проблем воспитания непосредственно к конкретной работе классного руководителя: проектированию его деятельности, выбору форм и методов, разработке индивидуальной траектории развития ребенка, вопросам развития самоуправления - деятельности детей по организации своей жизни в школе и др. Особое внимание  было уделено использованию методики коллективной  творческой деятельности, использованию в работе педагогического наследия А.С.Макаренко.

Для современной российской школы классно-урочная система, школьный класс - данность. Как бы к нему не относились, он еще долго будет основной организационной единицей учебно-воспитательного процесса в массовой школе. Прежде всего, из-за экономических соображений. Следовательно, задача педагогов - сделать его благоприятной средой для развития ребенка.

Учеными и практикантами в ходе Семинара были представлены разнообразные воспитательные технологии, учитывающие реалии современной социально-педагогической ситуации.

Более подробно все проблемы обсуждались за "круглыми столами" по темам: "Анализ и планирование воспитания в классе"; "Проблема диагностики эффективности в воспитании"; "Классный руководитель и школьные общественные организации"; "Технологии развития классного руководителя". Кроме того, был представлен опыт воспитательной деятельности классных руководителей ряда школ Восточного округа г. Москвы по созданию условий для формирования и развития личности ребенка в начальном, среднем, старшем звене; системы работы по повышению их педагогического мастерства, творческому осмыслению содержания воспитания в современном социо-культурном пространстве.

Участники  Семинара обратили внимание на ряд проблем, мешающих эффективности деятельности классного руководителя: преобладание функций администратора (отслеживание и фиксирование посещаемости, успеваемости обучающегося), обеспечение правопорядка в классе, составление формальных отчетов о "воспитанности", недостаточное владение воспитательными технологиями, снижение внимания родителей к воспитанию детей, отсутствие отработанных механизмов в обеспечении организации воспитательной деятельности классного руководителя и др.

Современные цели и задачи модернизации российского образования требуют от педагога личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников. Для этого необходимо внести изменения в содержание и методы подготовки и переподготовки педагогов с учетом положений Конвенции ООН и других документов о правах ребенка. Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми.

По итогам Семинара ученые и практики пришли к выводу о том, что воспитательная деятельность школы обеспечивает личностный рост детей, если:

·        она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации (принципиальный отказ от тоталитарных и авторитарных методов воздействия на детей) и педагогическая команда владеет технологиями внедрения отобранных идей в практику;

·        в воспитательной деятельности присутствуют не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения в системе "учитель-ученик" при доминанте последних;

·        воспитательная деятельность школы строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному;

·        в воспитательной деятельности школы учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива;

·        в школе создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором, ребенок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;

·        отличительными особенностями деятельности педагогов являются бескорыстие, конкретное и диалектическое видение ребенка, отказ как от его идеализации, так и от неоправданного оптимизма, вера в то, что школа сможет помочь ребенку в его гражданском становлении; понимание и терпимость воспитателя во взаимодействии с детьми; опора на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развития положительных качеств;

·        воспитательная деятельность становится доминантой профессиональной педагогической деятельности.

Участники Семинара предложили следующие рекомендации в адрес классных руководителей:

1.     Формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования  познавательных  интересов через разнообразные формы  и методы индивидуальной работы.

2.     Координировать учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Взаимодействовать в процессе своей деятельности с учителями-предметниками, педагогом-психологом, педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором, социальным  педагогом, библиотекарем,  медицинским  работником школы, семьей, выступать посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

3.     Координировать усилия по воспитанию, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье.

4.     Координировать выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

5.     Проводить регулярно тематические классные часы, в ходе которых стремиться к решению важных моральных, нравственных и эстетических проблем.

6.     Способствовать включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

7.     Информировать обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

8.     Заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию от медицинских работников образовательного учреждения и родителей, здоровьесберегающие технологии.

9.     Координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях и психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.

10. Организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлекать их к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении.