Методические
рекомендации о взаимодействии
образовательного
учреждения с семьей
(Приложение
к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. №
90/30-16)
С принятием
Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для
равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и
образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на
государственно-общественное управление образованием, праве на существование
всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения
и воспитания, образовании по выбору.
Во многих
регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений
социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и
Петрозаводске созданы и действуют городские советы родительской общественности;
практически в каждом районном центре Ленинградской области — общественные
родительские организации; в Магаданской, Саратовской и других областях —
областные родительские комитеты; в Тверской области — Тверская родительская
общественная организация. Разнообразная практика
работы с семьей складывается в республиках Башкортостан и Татарстан,
Краснодарском и Красноярском краях, Волгоградской, Воронежской, Курганской,
Мурманской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Пермской и Ростовской областях,
Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, г. Санкт-Петербурге и
Москве, других регионах России.
Так, с 1998
г. в Нижегородской области разработана и действует межведомственная программа
«Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка,
здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей,
профилактика безнадзорности.
Правительством
Республики Саха (Якутия) в 1992 г. утверждена «Концепция воспитания детей в
Республике Саха (Якутия)». Большая роль в организации процесса воспитания
отведена общественной организации «Открытая школа», которая объединяет
учителей, родителей, учащихся во всех 35 улусах (районах) Республики. Основная
задача этой организации — консолидация сил по воспитанию детей и молодежи.
Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано
Президентом и Правительством Республики. Их указы и постановления обеспечивают
необходимую нормативную правовую поддержку реализации названных программ,
обеспечивая приоритетность воспитания в образовательной политике Республики.
В ряде
регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы
уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В Республике Татарстан
разработана эффективная региональная модель содействия укреплению здоровья
обучающихся, воспитанников, получившая одобрение коллегии Минобразования
России в декабре 2000 года. В Ставропольском крае проведен конкурс здоровьесберегающих образовательных проектов. При краевом
ИПК создается лаборатория «Образование и здоровье», что позволит оперативно
диагностировать состояние здоровья обучающихся в школах районов края.
Повышается активность родительской общественности, создан Попечительский совет.
В г. Волжске Республики Марий-Эл большое внимание в совместной
работе семьи и школы уделяется проблеме предупреждения употребления психоактивных веществ. Важными условиями успеха родители и
педагоги считают «воспитание всем миром», поддержку на городском уровне задачи
создания единого образовательного пространства города. Городским собранием
принята целевая программа воспитания на 2001—2004 гг., предусмотрено ее
бюджетное финансирование.
В
общеобразовательной школе с. Соболевка Каменского
района Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и
педагогических коллективов по социальной защите детей.
В Кировской
области при активном участии кабинета воспитательной работы областного ИУУ
успешно исследуется проблема «Духовно-нравственное возрождение личности на
традициях народной культуры». Залогом успеха в реализации данной идеи является
объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех
уровнях.
Вместе с тем
в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического,
а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения
многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую,
интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких
семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как
следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что
приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся
положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует
росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений
в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все
образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию
воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и
другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи
от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов
творческого и свободного развития личности ребенка.
Образовательное
учреждение было, есть и останется одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше
узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым
в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей,
формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков
и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские
отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки
и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в
ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако
практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области
воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и
родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой
проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании
союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют
интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю
необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих
авторитаризм и дидактизм.
В
образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии
со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе,
заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог,
педагог-психолог и, конечно, классные руководители и
классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого
развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся
и многое другое.
На основании
нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного
учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической
системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными
институтами, и прежде всего с семьей. Актуальными
оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и
образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.
Основные направления
организации работы образовательного учреждения с семьей
Составление
характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный
и социальный уровень и др.).
Организация
диагностической работы по изучению семей.
Использование
оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной
работе с семьей.
Организация
психолого-педагогического просвещения родителей.
Создание
системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной
общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся
(воспитанников).
Выявление и
использование в практической деятельности позитивного опыта семейного
воспитания.
Внедрение в
семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказание
помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике
и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей
и подростков.
Использование
различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с
детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение
их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного
процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских
формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет,
Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых
родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей,
родителей-инвалидов, семейные клубы).
Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных
педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого,
педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня,
интернатов, класса).
Оказание
помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков
и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы,
спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни»,
«Основы семейного воспитания»).
Разработка
тематического оформления но работе с семьей (зал,
уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Расширение
сферы дополнительных образовательных и досуговых
услуг.
В системе
образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения
семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его
особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения,
спецификой деятельности педагогического коллектива.
Так, в системе
дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется
в основном через:
- приобщение
родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное
(по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в
период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические
материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе
познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей
и развивающей средой;
- объединение
усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию
ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога
взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его
возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление
понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление
учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные
взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое,
как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае,
если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного
микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе
педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать
помощь в реализации его творческих интересов.
Следовательно,
целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать
совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща,
чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга
и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Особое
значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт
учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является
свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора
занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их
воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании
атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Взаимодействие
семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого
развития личности ребенка осуществляется через:
- разнообразные
программы совместной деятельности детей и родителей;
- семейные
туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
- систему
социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов,
лекториев, практикумов и др.);
- традиционные
встречи многодетных семей;
-
благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются
дети-инвалиды;
- встречи
опекунов детей, оставшихся без родителей;
- семейные
клубы и мастерские.
Эти и другие
направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так
и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.
Формы
взаимодействия педагогов и родителей
Формы
взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной
деятельности и общения.
Родительское
собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем
обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный
руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.
Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями,
идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: »Мы —
одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический
климат в коллективе» и др.
Особую заботу
у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к
воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С
этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей,
проводит конференции-размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.
Многие
образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили
саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме
«круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением
специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и
др.
Родительский
лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению
педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в
семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию
детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические
конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая
форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и
педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей
общественных организаций.
Презентации
опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера
вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей
и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных
особенностей детей (например, родители первоклассников, папы
мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).
Диспут,
дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных
для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их
в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне
анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует
активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим
доверием.
Встречи
родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно
проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации
работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного
обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов
совместной работы.
Индивидуальная
работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно
важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский
актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно
решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей
к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский
клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной
подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания.
Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная
заинтересованность.
Организация
совместной деятельности родителей и детей
Одна из
главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и
расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации
совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах — единственном
социальном институте, через который проходят практически все дети, — сложились
разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные
форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники
знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных
газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь
в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов,
непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные
команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»;
читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы
трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и
озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки;
ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка
концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования,
конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В
домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп,
сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают
семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек,
День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы:
Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек,
конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.
Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности,
музеях и т. п.
Эффективность
воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с
другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как
субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Примечание. В рекомендациях использованы материалы д.п.н. М.И. Рожкова (г.Ярославль), к.п.н. Л.И. Маленковой (г. Москва), специалистов Минобразования Республики Татарстан Л.В. Дарьевой, ГМ. Шагиевой (г. Казань) и Департамента образования Самарской области (В,В. Комарова, г. Самара).
Управление воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи Минобразования России