Одаренные дети
Обзор литературы
Внимание к одаренным детям – закономерный отклик на социальный заказ, обусловленный особенностями современного этапа развития общества, которое заинтересовано в развитии детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. В России с 1996 года реализуется программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание на государственном уровне условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, – одно из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Предлагаем вниманию читателей обзор периодической литературы по проблеме детской одаренности.
Диагностика одаренности
-Богоявленская, Д. Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Alma matter. – 2010. - № 7. – С. 40-45.
Раскрывается историческая эволюция понятия одаренности. Излагается новый подход к пониманию одаренности. Одаренность, по мнению автора, прежде всего, проявляется в том, как человек овладевает деятельностью. Д. Б. Богоявленская утверждает, что, поскольку деятельность всегда осуществляется личностью, ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Человек совершенствует то, что он делает с любовью. В этом случае он проявляет познавательную самостоятельность. Развитие деятельности по инициативе самой личности приводит к получению творческого продукта, что и определяет ценность одаренности.
-Богоявленская, Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2010. - № 3. – С. 3-17.
Одаренность рассматривается автором как системное качество личности. Дается подробный исторический анализ проблемы одаренности. Анализируются теоретико-методологические основы классификации одаренности, вычленяется единица измерения одаренности (способность к развитию деятельности по своей инициативе). В качестве метода идентификации одаренности предлагается разработанный автором психодиагностический метод «Креативное поле».
-Корнилов, С. А. Современные средства диагностики интеллектуального потенциала: кросс-культурная адаптация зарубежных методических комплексов / С. А. Корнилов, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2009. - № 4. – С. 55-66.
В статье обсуждаются современные подходы к разработке методического инструментария в области психологии способностей. Показаны возможности использования двух зарубежных методических комплексов, основанных на теории успешного интеллекта Р. Стренберга. Один из них (ROADS) является инструментом диагностики уровня развития аналитических, творческих и практических способностей студентов; второй («Аврора») предназначен для комплексной диагностики детской одаренности.
-Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности / Н. С. Лейтес // Управление современной школой. Завуч. – 2009. - № 8. – С. 45-51.
Признаки одаренности, по которым можно судить о ребенке в период детства, автор делит на признаки кратковременного значения, т. е. относящиеся к данной поре жизни, и долговременного значения, т. е. выражающие подлинное становление индивидуальности. Подчеркивается, что диагностировать признаки одаренности у детей сложно, т. к. собственно индивидуальное и возрастное проявляется совместно, а симптомы их могут быть одинаковыми. Учитывая это, Н. С. Лейтис предлагает осторожно обращаться с термином «одаренный ребенок» и в практической работе с детьми использовать понятие «ребенок с признаком одаренности», при этом внимательно прослеживать ход развития незаурядного ребенка, изучать различия между такими детьми.
-Сергеева, Н. Г. Одаренные дети: проблемы диагностики / Н. Г. Сергеева // Управление современной школой. Завуч. – 2009. - № 8. – С. 84-86.
В статье излагаются принципы психодиагностики одаренных детей и требования к психолого-педагогическому мониторингу их развития. Отмечается эффективность использования тренинговых методов в работе по развитию одаренности.
-Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? [Текст] / Е. Б. Зеленина // Народное образование. – 2010. - № 8. – С. 201-206.
Поставлена проблема определения одаренности. Описываются признаки одаренности, анализируются типичные ошибки педагогов при определении одаренности и трудные случаи диагностики одаренности. Представлен практический опыт работы с одаренными детьми в краевой школе-интернате (г. Владивосток).
Развитие одаренности в период дошкольного детства
-Трубайчук, Л. В. Педагогические закономерности развития детской одаренности в дошкольные годы [Текст] / Л. В. Трубайчук // Одаренный ребенок. – 2010. - № 4. – С. 18-26.
Опираясь на определение А. М. Матюшкина, который понимает одаренность как развивающееся творчество ребенка, автор подробно рассматриваются педагогические закономерности развития одаренности дошкольников. В статье подчеркивается, что эмоционально-смысловой доминантой развития одаренности дошкольников является содержание основных сфер их жизнедеятельности: познания, деятельности, общения и игры. Отмечается, что в дошкольном возрасте раньше и чаще всего проявляется художественно-творческая одаренность.
-Трубайчук, Л. В. Технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогические науки. – 2011. - № 1. – С. 36-41.
Статья знакомит с авторской технологией развития детей дошкольного возраста средствами синтеза искусств. Модели развития одаренности представлены в технологической карте.
-Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 25-27.
И. Емельянова делает акцент на том, что для одаренных детей на ранних этапах развития характерна чувствительность к новизне, развита элементарная исследовательская потребность и стремление к самостоятельному экспериментированию. В статье описываются цели, принципы, условия организации исследовательской деятельности дошкольников. Подчеркивается, что грамотно организованная исследовательская деятельность детей на занятиях в дошкольном учреждении дает широкие возможности для проявления и раннего развития детской одаренности.
-Емельянова, И. Е. Сущность понятия «духовно-творческая задача» в поле исследования духовно-творческой самореализации одаренности детей [Текст] / И. Е. Емельянова // Педагогические науки. – 2011. - № 1. – С. 36-41.
Рассматриваются понятия творческой и духовно-творческой задачи, приводятся примеры творческих задач, показываются их возможности для развития одаренности детей дошкольного возраста.
Проблемы обучения и развития одаренных детей в школе
-Алиев, М. Н. Развитие одаренности младших школьников [Текст] / М. Н. Алиев, С. М. Алибекова // Педагогика. – 2010. - № 10. – С. 44- 49.
Авторами исследованы интеллектуальные, познавательные и двигательные способности у одаренных детей 6 – 10 лет. Статья знакомит читателей с результатами этих исследований. Большое внимание уделено вопросам выявления и развития одаренных детей.
-Литвинова, А. В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся [Текст] : психол.-пед. технология /А. В. Литвинова // Одаренный ребенок. – 2011. - № 1. – С. 32-37.
Как известно, игровые технологии оказывают мощное стимулирующее воздействие на развитие ребенка. В статьи описана разработанная А. В. Литвиновой инновационная программа «Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся», основанная на комплексе игровых методик. Реализация данной программы позволяет выявлять особо одаренных детей, в том числе и со «скрытой» одаренностью, создавать для этих детей специальную развивающую среду и условия для формирования и развития навыков самореализации.
-Афанасьева, В. Н. Дидактика для одаренных детей [Текст] / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одаренный ребенок. – 2010. - № 6. – С. 50-55.
Авторы статьи исходят из положения о том, что творчество можно воспитать только творчеством, поэтому для одаренных детей должна использоваться креативная педагогика и креативная дидактика. Авторы раскрывают свое понимание термина «креативная педагогика», излагают приоритетные принципы креативной дидактики.
-Федоровская, Е. О. Увлеченность в структуре исследовательской одаренности [Текст] / Е. О. Федоровская // Одаренный ребенок. – 2011. - № 1. – С. 16-31.
Показана роль в исследовательском поведении любознательности и интеллектуальной инициативности. Понятие «исследовательская одаренность» автор связывает с игрой, подчеркивая общность феноменов игры и творчества. Рассмотрены условия формирования творческой и исследовательской инициативности ребенка. Увлеченность, по мнению автора, становится индикатором истинного призвания, дарит человеку удовлетворение и радость, обусловливает внутреннюю мотивацию деятельности, влияет на исследовательское поведение.
-Суходимцева, А. П. Сетевая мастерская и педагогическое проектирование как условия развития одаренности школьников [Текст] / А. П. Суходимцева // Народное образование. – 2010. - № 6. – С. 177-181.
Описан творческий опыт комплексного подхода к развитию одаренности детей (Северное окружное управление образования Москвы). В рамках реализации проекта «Окружная система сопровождения развития одаренных детей» и локальных проектов, встроенных в его структуру, были созданы условия для развития как детей, так и педагогов, работающих с ними. Наибольший интерес представляют локальные сетевые проекты, подробно описанные автором.
-Профессиональные качества педагога, работающего с одаренными детьми
-Зеленина, Е. Б. Педагог для одаренного ученика [Текст] / Е. Б. Зеленина // Народное образование. – 2011. - № 1. – С. 153-165.
Автор отмечает, что воспитание одаренных детей выдвигает значительные требования к психологической, интеллектуальной и моральной восприимчивости педагога. Педагог, работающий с одаренными детьми, должен отличаться яркой индивидуальностью, обладать «харизмой». На основе практики Е. Б. Зеленина делает вывод, что учитель, имеющий низкую самооценку, находящийся под властью стереотипов, не может работать с одаренными детьми. По мнению автора, самое главное в работе с такими детьми – умение учителя вставать в рефлексивную позицию к самому себе. В статье показаны возможные пути повышения квалификации учителя, работающего с одаренными детьми. Описан опыт экспериментальной работы над решением проблемы «одаренный ученик как субъект образовательной деятельности» на базе Дальневосточной школы-интерната.
-Губина, М. Личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми [Текст] / М. Губина // Учитель. – 2010. - № 6. – С. 64-67.
По мнению автора этой статьи, учитель одаренных детей – прежде всего прекрасный учитель-предметник. В дополнение к этому он должен обладать особыми качествами, связанными с определенным типом одаренности учеников: интеллектуальной, творческой, психомоторной, художественной. В статье излагаются различные научные подходы к определению основных компонентов профессиональной квалификации педагога, необходимых для работы с одаренными детьми.
-Доровской, А. И. В классе – одаренные дети: как с ними работать [Текст] /А. И. Дубовской // Народное образование. – 2010. - № 5. – С. 202- 211.
Одаренные дети, по утверждению автора, обладают индивидуальным стилем саморегуляции: планируют свою деятельность, ставят цели, определяют условия их достижения, корректируют и оценивают результат. В статье рассмотрены особенности и стили деятельности одаренных учащихся, подчеркивается, что задачей педагога является изучение деятельности школьников и подбор методов обучения, соответствующих стилю деятельности ученика. Описана система педагогических условий создания творческой среды и развития одаренности, разработанная Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Рассмотрена технология моделирования программ, особенности индивидуализированных заданий для одаренных учащихся. Приведен примерный вариант программы по математике для одаренных учащихся и пакет программ для профессиональной подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.
-Смирнова, С. А. Гуманистическая направленность как профессионально значимая характеристика личности педагога, работающего с одаренными детьми [Текст] / С. А. Смирнова // Одаренный ребенок. – 2010. - № 4. – С. 52-55.
Анализируются такие качества педагога, как умение поддерживать с детьми партнерские взаимоотношения, способность к эмпатии, центрированность на учениках. По мнению автора, эти качества необходимы педагогу для взаимодействия с одаренными учащимися.
-Опыт организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей представлен в каждом номере журнала «Одаренный ребенок»
http://library.uspu.ru/odarennyedeti
-Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2002.
Книга посвящена актуальной проблеме – обучению одаренных детей в условиях школы и дошкольных образовательных учреждений. Автором, доктором педагогических и психологических наук, профессором МПГУ, на основе многолетнего опыта работы в данной области предложены оригинальные пути решения всего спектра задач, связанных с проблемой одаренности.
В книге последовательно изложена концепция одаренности, рассмотрены особенности развития одаренных детей, вопросы диагностики одаренности, предложена модель обогащения содержания образования, а также формы и методы работы с одаренными детьми и их « нормальными» сверстниками в учреждениях образования и в рамках домашнего обучения.
-Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2001.
-Айзенк Г. Проверь свои способности.- М., 1972.
-Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности.- М., 1997.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М: Академия, 2002.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
-Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М. : Мнемозина, 1995.
-Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.- М., 1984.
-Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993.
-Миллер А . Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. – М.: Академический проект, 2001.
-Одаренные дети. – М., Прогресс, 1991.
- Психология одаренности детей и подростков // Под ред.Н. С. Лейтеса – М., 1997.
- Шадриков В. Д. Духовные способности. – М., 1996.
-Штернберг Р. Отточите свой интеллект. – Минск : ООО Попури, 1998.
-Шумакова Н. Б. Возраст вопросов. – М., 1990.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность. – М., 1996.
- Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004.
-Домашняя школа: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. - СПб., 1994.
-Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2.
-Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978.
-Одарённые дети / Пер. с англ. / Под общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
-Работа с одарёнными детьми // Начальная школа. 2012. № 5, с. 1-2.
-Рабочая тетрадь. Междисциплинарная программа развивающего обучения «Одарённый ребёнок» Собрание 2. Части 1-2. М.: УЦ «Перспектива», 2001.
-Рабочая тетрадь. Междисциплинарная программа развивающего обучения «Одарённый ребёнок» Собрание 2. Части 3-4. М.: УЦ «Перспектива», 2002.
-Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе. Информационно-методический сборник для учителей и учащихся. Межрегиональная лаборатория педагогических технологий. Рига, 1993.
-Рыбинский В.Н., Мельченко И.В. Творческое мышление. (Курс занятий«Развитие творческого мышления»). Развивающие занятия с детьми 9 – 14 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.
-Савенков А.И. Маленький исследователь: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – Самара: Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.
-Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.
-Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Гринго», 1996.
-Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: «Академия развития», 1996.
-Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
-Шумакова Н.Б. методические материалы по программе «Одарённый ребёнок» - М., 1994.
-Шумакова Н.Б. Психология одарённости: обучение младших школьников. Выпуск 3. – М.: МИО1.Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарева. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. Ростов - на – Дону: Феникс, 2011год.
-В.С. Юркевич. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М: Просвещение. Учебная литература, 1996год.
-В.И. Панов. Одаренные дети: выявление- обучение- развитие. Педагогика. №4, 2001год.