По классификации костюмы исследователи различают обрядовые, обыденные и праздничные.
Обрядовая одежда:
К ней относится рубаха «истьеленница» 
. Светлана Николаевна Антонова, директор Лешуконского краеведческого музея, в нашей беседе рассказывала, что эту рубаху одевали на невесту в день свадьбы . После свадьбы женщина могла ходить в ней только до рождения первого ребенка, и хоронили женщину именно в этой рубахе.
Обыденная (будничная) одежда:
Будничная одежда шилась из домотканых материалов. Это сарафаны «пестрядинник» и «набивальник» . Пестрядинные сарафаны изготовлялись из цветной клетчатой ткани (из льняных ниток домашнего прядения). «Набивальник» шили из ткани, узоры на которую наносили при помощи досок, покрытых специальным раствором, после чего ткань прокрашивали в глиняных сосудах, тщательно прополаскивали - и на темно-синем фоне вырисовывался серебристый узор. В нашем районе этим ремеслом занимались мастерицы деревни Пылема. В верховьях Мезени будничные сарафаны чаще шили из домотканой ткани, в низовьях – из покупных тканей. Это частично объясняется тем, что в Устьвашской волости, в основном, шили крестьяне черносошные «государевы», богатых людей не было. А в Мезени были купцы, мещане, зверопромышленники.
Носили эти сарафаны с домоткаными пестрядинными рубахами.
Праздничная одежда:
Праздничные сарафаны всегда были из дорогих покупных тканей. Их высоко ценили, тщательно берегли и передавали по наследству из поколения в поколение. К ним, в первую очередь, относятся сарафаны: косоклинный и прямой. По словам Андреевой А.И., под каждый сарафан надевалась юбка из плотной ткани. Наиболее древним считается косоклинный сарафан – «костыч». В Лешуконском музее хранится такой экспонат. Он принадлежал мастерице Бобрецовой А. З. Как рассказывала Анна Захаровна, в подростковом возрасте для нее этот сарафан шила еще бабушка; сшит он из двух полотнищ: одного цельного по спине и одного цельного спереди, косых клиньев на боках, на узких лямках.
Обязательным элементом одежды был головной убор. На Мезени сохранились традиционные головные уборы, девичьи и женские. По обычаю девушки оставляли волосы непокрытыми, заплетая их в одну косу или распуская, а замужние женщины тщательно убирали волосы под головной убор. Девичий головной убор – «повязка», а женский – кокошник. Праздничным убором молодки (молодой замужней женщины) являлся повойник с «кустышками». Праздничные повойники женщины завязывали по околышу сложенным в виде ленты платком или косынкой из тафты алого или красно-бронзового цвета таким образом, чтобы концы ее спереди образовывали два кончика. Бабушки говорят, что «кустышки должны стоять как ушки у зайчика». Повязка выполнялась в виде широкой полосы, мишурного позумента, на твердой основе, нижняя (налобная) часть - из фольги, украшена шитьем и бисером, на лоб спускалась бисерная поднизь в виде фестонов, сзади повязка завязывалась на широкие ленты из ткани.
Любимыми в народе были «аглицкие платы» всевозможных расцветок. По словам Андреевой А.И., эти платки так назывались потому, что привезены они, были из Англии. В ХIХ веке их уже изготавливали в России с клеймом фабрики Баранова.

Девушки и женщины обязательно имели платки хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, а также полушалки, шали на разные случаи жизни. К свадебному наряду девушки полагалась «рипсовая» шаль.
К праздничной одежде зажиточных северян относилась и душегрея. Она выполнялась фасоном чуть выше талии, без прокладки ватой; по покрою косоклинного распашного сарафана. Особенно нарядны были душегреи с ровными складками на спине. На девишнике богатые невесты должны были сидеть в сарафане и душегрейке.