ТУЕСА

Изделия из бересты известны с давних времён. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом. Береста - наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых, желтоватых и красноватых слоев. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляционностью, а главное- доступностью и простотой обработки.. Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются древнейшими памятниками славянской культуры. Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере. Туес - традиционная на Севере посудина цилиндрической формы, сделанная из коры берёзового дерева - бересты. Две - три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили за водой, клюкву, морошку хранили, а также мёд и сметану. Посуда прочная, стерильная - ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет. Самые старые из туесов - те, которым полвека и больше,- отливают изяществом и красотой слоновой кости. Чтобы изготовить туес, сначала нужно заготовить бересту. Береста должна быть гладкой, ровной, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшая береста - плотная, слоистая, эластичная. Белоснежная береста снимается легко, надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не делая горизонтального разреза. Ширина пласта должна быть 30-40см, а длина в соответствии с диаметром дерева. Возраст дерева должен быть не менее 15 лет. Для изготовления туесов-бураков, в которых можно хранить жидкие и скоропортящиеся продукты, нужна бесшовная внутренняя часть, которую целиком снимают с дерева. Называют её по-разному - дупле, сколотень или берестяной цилиндр. Не всякая берёза годиться для снятия сколотая. Нужно выбрать ствол с чистой и гладкой поверхностью, без болезненных наплывов и трещин. Для снятия сколотая годится только спиленное дерево. Сначала удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и при помощи тонкого клина - щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту. Затем её сдёргивают и получают цельный цилиндрический сколотень. В лесу часто можно встретить упавшие берёзы, у которых сгнила древесина, а береста осталась целой, или сухостойные берёзы, повреждённые грибом-трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний слой её окрашен в красно-коричневый цвет различного оттенка, он используется для украшения изделий. Существует несколько способов изготовления туесков. Один из них. Туесок делают из цельной, т.е. бесшовной внутренней части и наружной пластовой, соединяющейся швом, так называемым замочным креплением. Такой туесок используют для хранения жидких и быстропортящихся продуктов. Наружную часть бересты тщательно очищают от мелких кусочков коры. Внутренняя часть сколотая должна быть чистой без наплывов и трещин, одинаковой высоты по всей окружности. Вырезают точно по размеру среднюю прокладку из картона. Берестяной пласт для наружной обшивки берут высокого качества. Края берестяного пласта соединяют замочным креплением. Берестяной пласт по длине подбирают к сколотою таким образом, чтобы вертикальные края заходили друг за друга на 30- 35 мм. Для соединения краёв надевают на стаяотень обшивку изнаночной стороной наружу, шилом намечают по 2 точки на каждом краю и соединяют точки прямой линией. Вдоль этих линий вырезают ножом сквозные треугольные отверстия, причём углы, направленные к центру полотна, должны быть сдвинуты относительно друг друга и проходить по центру между противоположными треугольниками. Для облегчения работы крепления лучше сначала разметить по трафарету. Трафарет вычерчивают на обычном тетрадном листе в клеточку длиной 32 см, шириной 19 см. Лист кладут перед собой, развернув горизонтально по длине. Разметку начинают с нижнего левого угла. Отступив 5 клеточек слева и I снизу, вычерчивая основание равнобедренного треугольника, длина основания 1 см. Таким образом, размечают основания до верха страницы, размещая их на расстоянии 1 см друг от друга. Боковые стороны треугольника равны 1,5 см, острый угол направлен вправо. Затем справой стороны листа отступают от нижнего края на 1,5 см, а от правого на 2,5 см. Вычерчивают такие же треугольники, расположенные зеркально (острым углом влево). Все треугольники аккуратно вырезают острым ножом. Трафарет накладывают на место шва, чтобы основания треугольников проходили по намеченной линии. Шилом или иголкой накалывают точки в углах треугольников и по разметке вырезают треугольники на бересте ножом. С противоположного края бересты также размечают и вырезают треугольники. При этом на одной стороне окажется на один треугольник больше. Здесь делают продольные прорезы. Таким образом, получаются шипы для замочного крепления. Сгибая шипы полукругом, вставляют их сверху в отверстия противоположного края бересты так, чтобы они оказались с внутренней стороны обшивки. Для придания жёсткости в туесок вставляют средний, тонкий пласт бересты или тонкий картон. Размеры этой прокладки соответствуют размерам наружной обшивки, но её края не должны заходить друг за друга. Вставляя картон в берестяной цилиндр, следят за тем, чтобы стык картонных сторон не совпал со швом. После чего надевают обшивку, скреплённую замком, размещая её так, чтобы край сколотая выступал внизу больше чем с верху. Затем нижний край сколотая распаривают в горячей воде, от чего береста становится мягче и эластичнее, край загибают наружу, чтобы он плотно обхватывал обшивку. Тоже самое делают с верхней стороны сколотая. Донышко и крышку выполняют из древесины ели, кедра или сосны. Сначала промеряют циркулем внутреннюю окружность туеска, размечают на доске и выпиливают кружок. Для того чтобы донышко было плотно обхвачено берестяными стенками, его выпиливают с припуском 2-3 мм. Нижний край сколотая выпаривают в горячей воде и вставляют в него донышко. Для увеличения плотности на верхнюю и нижнюю часть туеска надевают полоски из бересты шириной 2,5-3 см, соединяя их замочным креплением. Крышку подгоняют точно по размеру, чтобы она плотно закрывала туесок. В крышке проделывают два отверстия для ручки. Дугой сгибают ивовый прут и плотно вставляют его в отверстие. С внутренней стороны крышки на концах прута делают отверстия и закрепляют их поперечными палочками. Всё выше сказанное применялось раньше мастерами. К сожалению, по этому способу сейчас в Лешуконском никто туеса не изготовляет. Берестяные изделия идут как сувенирные со швом на внутреннем слое бересты. Такие туески изготовляются почти также, только внутренняя часть делается с помощью шаблона. Сам же мастер этого ремесла Мартын Филиппович Фатьянов, победитель многих выставок, говорил о своём деле так: «Туес прежде сошить надо, а до того сходить в лес и найти берёзу, чтобы игольев не было и дупле толсто. Если иголья продольны есть, так туес будет текучим: а жара будет стоять — щель сделается. Бересту снимать надо, когда берёза цветет в полный лист, и в самый жаркий день, когда морошка созревает. В это время береста внутри белая, а как отцвела, она красная делается: луб у берёзы парной - свежий, он соком красится и бересту окрашивает. Да не каждый год береста падает. Березу ищешь чистую, высокую, спилишь её в груди, чтоб на земле не лежала, она падает вниз вершиной; и с вершины до комля всю бересту снимаешь: десять-двенадцать дупел с одной, из-за трёх-четырёх её не валишь. Туеса от двух килограммов до трёх пудов - из комля-выдержат! Дупле рябиновым точем - клином - со всех сторон оттисну, потом ремень оберну и поверну вокруг дерева, дупле и сходит. Домой дупел двадцать-тридцать принесёшь, подготовишь - счистишь всё ножичком, на обручки - узкие ободки - дупле вырежешь, на них узор молоточком набьёшь.» поверхности его рукоделий. Излюбленные фатьяновские персонажи - медведь, лось, глухарь, тетерев, куница, А на одном из туесов он изобразил Сцены охоты, лесные растения, птицы и звери находят отражение на самого себя: крошечный человек с ружьём, над которым нависла медвежья туша.«Всё из жизни, всё из природы»,- так комментирует Фатьянов многочисленные свои сюжеты. Из «рассказов» на бересте можно узнать также, что «медведи не только в одиночку, но и целыми стадами бродят по тайге»; что «когда глухари токуют, то бери их хоть голыми руками, а уж если замолчат - то и ты умри». « Узоры набил - теперь мерить точно надо.- Продолжает М.Ф.Фатьянов.- Кругом обогнёшь верёвочкой, чтобы в аккурат дупле на дупле. Сверху и снизу в кипятке размочишь, края загнёшь и обручки натягиваешь. Шьёшь его так: можно в штоки брать - прорези делать в замок, как на сумке, а можно сшивной. Тогда сарга нужна — прутик черёмухи чистый, несуковатый или корень. Крышку и дно еловы делаешь, чтоб запаху в туесе не оставалось. Дно крепко просушить надо на ровном жару, чтоб не рассыхалось, не протекало. В бересту его кипятком размоченную оправишь, а когда она высохнет, его обожмёт - пятьдесят лет служить будет.
ТУЕСА




ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ В ДОМЕ ДЕДА МАРТЫНА (д.СЕЛИЩЕ)



Переход на главную страницу