МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

У каждого народа сложились самобытные традиции плетения и способы художественного оформления берестяных изделий - тиснение, роспись, резьба, выскабливание и т. д. Одним из древнейших способов украшения берестяных изделий является тиснение. Тиснение по бересте делали специальными чеканами. Наибольшее распространение получили рисунки с изображениями различных птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, а также простейшие геометрические фигуры: полоски, звёздочки, круги и др. Чеканы делали из твёрдых пород дерева (дуба, вяза, берёзы), а также из металла, пустотелых трубочек и кости. На торцевой стороне деревянных брусков или круглой палочки вырезали какой-нибудь элемент орнамента, прикладывали его к бересте и, ударяя по штампу молотком, наносили рисунок. Роспись по бересте - один из самых интересных и распространенных видов народного творчества. Во многих районах традиционно сложились различные приемы росписи. В основном расписывали поверхность туесков (стенки и крышки). Самая распространенная у нас на Севере роспись - Мезенская. Всего два цвета в мезенской росписи: красный и черный. Красноватый сурик добывали из береговой глины. Его сначала растирали на камне, а затем разводили в растворе лиственничной смолы - «серы», как ее тут называют. Черную краску делали из сажи: смешивали с тем же раствором смолы, а чтобы краска потом долго не тускнела и не выгорала, ее как следует, парили. Расписывали сначала суриком с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, а потом тетеревиным пером обводили черной краской. После всего покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив. Рисунок всегда имел строгий порядок. По небольшой, стройной, срезанной по нижним углам лопаске, украшенной сверху маковками - словно главками северной деревянной церкви. - располагаются пояса рисунков и орнамента. Поверху нерасшифрованной клинописью идет геометрический орнамент «бердо» - сети или решетки в окружении «курочек». Под ним — ряды коней и оленей, затем снова геометрический орнамент. И везде как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, кружочки, звездочки. Живут рыбы и лебеди, написанные одним точным мазком сурика, а там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии: тут и сцены охоты, рыбной ловли, катание на санях и даже ... колесный пароход. Между тем по своему характеру графическая роспись самая архаичная среди известных в русском народном искусстве. В ней полностью отсутствуют обычные и очень распространенные в северной росписи, бытовавшей на Двине, Онеге и других районах, элементы красочного, нарядного цветочного и травяного орнамента. Здесь предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка. Условные, будто детской рукой выверенные аскетичные кони и птицы ничего общего не имеют с их полнокровными собратьями, которые делали в соседних районах Архангельщины. И в тоже время при всей этой кажущейся неумелости, примитивности какая удивительная цельность, изысканность, как точно передан ритм вихревого бега животных, какая отменная при предельной простоте средств передача характерных черт коня, оленя, лебедя! Так бы и осталась мезенская роспись музейным явлением, если бы в середине 60-х годов три мастера не возродили древнее искусство. Федор Михайлович Федотов - из потомственных палащельских, да отец и сын Фатьяновы из Селища - Степан Филиппович и Иван. Расписывал в Селище, правда, только Иван. Сейчас у нас широко используется в украшении туесов только роспись, да и та наносится значительно проще: кисточкой и черной и красной гуашью. Каждый знак в мезенской росписи что-то означает.



Переход на главную страницу