История русского севера. Архангельск logo
История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo
История русского севера. Архангельск logo
История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo
 
 

ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?

 

   Первые сведения о российском мореходстве, о русских мореплавателях относятся к времени до возникновения русской письменности. Былина о Садко - богатом и славном купце, рассказывает о подвиге целого народа. Примечательно, что былина эта раньше всего и чаще всего встречалась в устном народном творчестве и в разных вариантах в Новгородской губернии и Тверской, и в некоторых уездах Архангельской. А куда хаживал Садко, богатый гость, с кораблями своими? Прежде всего по Волхову, а с Волхова в Ладожское, а с Ладожского во Неву-реку, со Невы-реки в сине море Балтийское. Далее гулял Садко по другому водному пути - по Волге до нижнего царства Астраханского. По третьему водному пути и по четвертому; бегал по Синю морю Хвалынскому, и в любую сторону, куда душа русская размахнется.
   Из народных сказаний можно заключить, что древние славяне и Древняя Русь вели активную торговлю по всем главным водным торговым путям, что купцы русские имели надежные суда, позволявшие им ходить по морям не хуже отважных викингов, просоленных морскими ветрами норманнов. И не только мореходностью сла­вились суда россиян. Их корабли окрашивались яркими красками, имели шелковые паруса и снасти, позолоченные мачты и разноцветные флаги. Пусть это было роскошью, заимствованной у северных народов, соседних со Славней. Однако же всегда было оправданным стремление россиян быть не хуже других, а где можно, там показать иск­лючительную сметку и хватку.
   Попытки завести военный флот в России предпри­нимал еще Борис Годунов. Промысловые же и торговые суда строились на Руси с незапамятных времен. Те же самые англичане, конкретно Стифен Бэрроу, ходивший штурманом у Ченслера, рассказывает о встрече с русскими мореходами в море, что видели много русских лодий, общались и даже пили вместе вино, а русские дарили англичанам бочонки меда. Именно русские мореходы показали Бэрроу путь до Югорского Шара.
   Примерно в одно время с появлениями англичан в Белом море Строгановы построили на Северной Двине два больших промысловых корабля и ходили на них к Новой Земле.
   У Бориса Годунова были государственные взгляды на развитие России и широкий размах, но жидковатой была казна, чтобы создать свой регулярный военный и торговый флот. Польский король Сигизмунд
III был при деньгах, но не имел столь искусных мореходов и корабелов. Он, хитрая бестия, предложил Годунову заманчивый план совместного построения флота военного в России, на Балтийском и Черном морях. Борису очень надобно было вернуть Нарву и Эстляндию, потерянные Иваном Грозным, но он сразу же разглядел, что Сигизмунд хочет загребать жар чужими руками, - настолько невыгодными были условия Сигизмунда. Борис отказался от этой затеи. А его посол Власьев, возвращаясь из Вены (через Архангельск), купил в Любеке два корабля, на которых и приплыл в столицу Беломорья. В 1602 году Власьев построил в Мангазее 15 судов, называвшихся морянками "для плавания по Северному Ледовитому океану".
   Радела душа к морю и у царя Алексея Михайловича. Он тоже предпринимал усилия для возврата Рижского побережья и всего утраченного по заключенному со шведами Столбовскому миру. Тогда были сформированы четыре отряда с мореходной оснасткой, и сам царь спускался по Западной Двине до Риги. Его стольник и воевода был намного решительнее и предлагал сразу идти на Стокгольм, для чего сколотил боевой отряд из 570 храбрых и опытных в морском деле казаков. Потемкин настолько был уверен в успехе похода на шведскую столицу, что решил доказать царю на примере чудеса храбрости и геройства: дрался со шведами у острова Котлин и захватил шведский полукорабль, пушки и знамена. Но это были всего лишь единичные проявления морского геройства и морского военного искусства.
   В 1633 году герцог Голынтинский Фридрих испросил у царя разрешение построить на Волге 10 кораблей для торговли с Персией и плавания по Каспию. Попытка Фридриха была неудачной. Он построил всего один корабль в Нижнем Новгороде. Корабль имел 120 футов в длину и 40 футов в ширину.
   Только спустя полвека, и не кому-нибудь, а самому царю-реформатору, "всеобъемлющему гению", Петру I удалось создать судостроение торговое и военное, и военный и торговый флот.
   Увлечения царя в детстве были самые неожиданные, невероятные и непредсказуемые.
   Родился Петр I в Москве в Кремлевском дворце в ночь на четверг 30 мая 1672 г., а в 1674 году в детской царевича появляется игрушка, изображающая кораблик, купленный у иноземца окольничим Артамоном Матвеевым. В том же году царевичу покупаются луки, стрелы, знамена, каретка, музыкальные "страменты", "набат по­тешный", барабанец, цымбальцы и многое другое.
   В 1675 году в качестве подарков царевич получает книгу потешную, то есть не для чтения, а для игры, расписанный живописцем столик, бабу деревянную потешную с серебряной цепочкой и с серьгами, топорик с обушком, пяток ножиков, топор посольский и молоток; ему преподносятся булавы, шестоперы, чеканы, пушечка со станком на колесиках, древки, прапоры тафтяные, буздуханы, пистоли и даже карабины. То есть царевич с рождения воспитывался в окружении военной техники и российского патриотизма.
   Хоромы царевича со стенами, обтянутыми и обитыми толстой блестящей кожей, ярким сукном и озаряемые лучами солнца, всегда были переполнены красками, звуками и кипучей мелодией жизни. Каждый день приносил новое открытие, каждый час радовал, удивлял, окрылял новыми устремлениями, будоражил сознание и душу. Характер царевича формировался настолько активно, что из детской постоянно выносили дюжинами переломанные и перепорчешше игрушки, предметы, снаряжение. Звенели стрелы, спущенные с тетив луков, били барабаны, двигался деревянный конь в богатом убранстве с позолоченными стременами и уздечкой, развевались расписанные золотом знамена. Конечно же, царевич играл не один, для него подбирались сверстники из детей стольников.
   В 1688 году в Оружейной палате чинили глобус, слегка пострадавший от неукротимого любопытства царевича. На починку этого "глебуза" потребовалось шесть футов меди проволочной, бумаги александрийской десять листов и 50 свежих яиц.
   Вскоре любопытство царевича было проявлено к малоизвестному тогда предмету астролябии. Что­бы уметь пользоваться этим предметом, царь до­бровольно вызвался учиться у Франца Тиммермана геометрии и фортификации. Тот же Франц Тиммерман познакомил царя - случайно или с намерением - с английским ботиком, завалявшимся в отцовском амбаре среди старых вещей. Ботик починили и спустили на Яузу-реку. Но вода оказалась "узка". Ботик перенесли на Просяной пруд, но и там царевич "авантажу немного сыскал". Он стал проведывать, где бы найти поболее воды. Тогда ему объявили, что нужное коли­чество воды есть в Переяславском озере. Но вскоре и той воды оказалось мало. Через несколько лет Петр поехал на Кубенское озеро, "но оно ради мелкости не показалось. " Удовлетворения молодой царь не находил до тех пор, пока не подышал воздухом Белого моря.
   В августе 1693 года царь Петр ходил в Белое море на яхте "Святой Петр", построенной специально к его приезду. Судно было вооружено 12 пушками. Море настолько взбудоражило неукротимую энергию и фантазию царя, что он тотчас же решил строить свой торговый и военный флоты. В Архангельске была заложена судостроительная верфь, а купцы холмогорские братья Баженины получили право беспошлинной вырубки корабельных лесов и строительства кораблей на своей Вавчужской партикулярной верфи.
   Празднуя победу над Швецией в 1721 году, Петр велел доставить московский ботик в Петербург. Он сам сел за руль ботика, посадил за весла своих адмиралов и сподвижников и торжественно прошелся по Неве вдоль гордо выстроенных боевых кораблей. Ботик получил название "Дедушка русского флота".
   Все могут короли, в том числе и цари тоже могут. Петр как основатель регулярного Российского флота вправе был давать имена судам, как самодержец - городам и флоту. Но дедушкой русского флота можно назвать и беломорскую лодью, и строгановские суда, и древние корабли князей-мореходов Игоря и Олега. Это все та же изначальная морская Русь.
 

наверх

 

МЕНЮ НАВИГАЦИИ

СПЕЦ. МЕНЮ

 

 

>> ГЛАВНАЯ  
 
ИСТОРИЯ
 
>> МАЛЫЕ КАРЕЛЫ
 
>> ГАЛЕРЕЯ
 
>> СКАЧАТЬ
 
>> О САЙТЕ