А теперь я отдельно хотел бы рассказать о "тёмной" стороне истории города, о которой как правило принято забывать, рассказывая о славном прошлом Северодвинска.

1938 г. нарком внутренних дел Н. И. Ежов издает приказ № 00220.В нем говорится : "для выполнения гидротехнических работ по строительству завода №402, возложенных правительством на НКВД, приказываю: организовать Управление Строительства №203 НКВД и Ягринский Исправительно-трудовой лагерь с непосредственным подчинением ГУЛАГу НКВД".

Все дела по управлению городом Кирилкин был вынужден передать начальнику Строительства №203 НКВД Б. К. Кронову.Сама передача дел от старого руководства к новому больше походила, как пишет в своих воспоминаниях главный инженер завода А. А. Борисов, "на уголовное расследование".Она сопровождалась многочисленными арестами руководящих кадров.За решеткой оказался главный инженер Судостроя В. А. Сапрыкин.Фактически отстраненный от участия в работе комиссии Анцеловича И. Т. Кирилкин был вынужден акт осдаче руководства стройки Б. К. Кронову.Его вызвали в Москву, где 8 сентября 1938 г. по ордеру, подписанному Л. П. Берией, арестовали.Жизнь этого незаурядного человека оборвалась в Кировском лагере 26 марта 1942 г.В структуре завода группе дали название "двадцатый отдел".Руководство групы взял на себя Александр Лазаревич Константинов-авторитетный инженер-кораблестроитель.

Ягринлаг был создан весной 1938 г. первоночально отдельные групы заключенныхразмещались в бараках на острове Ягры.Отсюда и название Ягринлаг.Строительство №203 НКВД потребовало огромного количества рабочих рук.Эшелон за эшелоном в город пребывали заключенные, большинство из которых относилось к категории "врагов народа".В отличии от угловников ("друзей народа"-как они называли себя) заключенные "враги народа"-это люди не способные жить поразитической жизнью, люди, не мыслящие себя без физической или умственной работы.География мест, откуда привозили заключенных бала очень широка: от Украины и Белорусии до Прибалтики и Южного Урала.Много людей было из Москвы, Николаева, Ленинграда.Во время войны стали прибывать штрафники, перебезчики, полицаи, некоторое время в Ягринлаге находились и немецкие военнопленные.

Даже простое перечисление отделений Ягринлага позволяет судить о размахе рабос Строительства №203 НКВД СССР.С 1938 г. по 1960 г. силами заключенных-в большинстве своем жертв репрессий были проложены многие километры грунтовых и железных дорог, выстроен город Северодвинск от ул. Железнодорожной до пр. Ленина, заложена мощная промышленная база.

В ягринлаге было 9 отделений и несколько лаг-пунктов.Каждое отделение это несколько десятков бараков обнесенных забором из колючей проволоки.В отделениях существовали бараки-клубы, бани и другие специальные помещения.Из политических заключенных, высококвалифицированных специалистов, бывших технических руководителей и главных инженеров крупных предприятий, институтов и академий при наркоме внутренних дел СССР, было создано особое техническое бюро.Для помощи в техническом освоении завода №402 из состава особого технического бюро 10 августа 1939 г. была привезена "Молотовская група" в составе 7 заключенных специаличтов и еще 6 человек, отобранных в Бутырской тюрьме в Москве.В дальнейшем група выросла до 29 человек известных судостроителей, машиностроителей и других специалистов, выисканных в многочисленных лагерях страны.Групу разместили в спецтюрьме в лаготделении №1 на Яграх.В конце 1939 г. групу перевезли в спецтюрьму при лаготделении №2, находившуюся в непосредственной близости от завода.

А тем временем "население " только что образовавнного Ягринлага росло.В сентябре-октябре 1938 г. насчитывалось 14 тыс. заключенных, в конце года их было уже 28 тыс. человек.И в плоть до начала 50-х дважды в день утром и вечером, на работу и с работы маршировали по городу бесконечные колонны в сопровождении охраны.