ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ" МОУ "ЯГРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ":

 создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического, социального и нравственного здоровья участников образовательного процесса.

ЗАДАЧИ:

 - осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья;

 - внедрение методологии, принципов и методов здоровьесберегающего образования; программно-технических средств по мониторингу формирования и сохранения здоровья;

- приобретение участниками образовательного процесса знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;

 - формирование базы данных о состоянии здоровья индивидуальных психофизических особенностей и резервных возможностей обучающихся;

 - разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ЯГРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ» ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»):

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ)
  2. СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГИМНАЗИИ РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  3. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  4. МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
  5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  6. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Здоровьесберегающая инфраструктура гимназии:

I. Соблюдение норм и правил СанПиНов: хорошая столовая, спортзал, мебель, подобранная по росту школьников, правильное освещение рабочего места, проветривание помещений, поддержание благоприятной температуры, учебники, соответствующие необходимым требованиям полиграфии, регламентированное время пребывания у мониторов, проведение физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах в начальной школе, дежурство учителей на переменах и т.д.

II. Рациональная организация учебного процесса, снижающая риск перегрузки учащихся. Составление расписание в соответствии с требованиями и нормами СанПиНов, с учетом интересов учащихся, гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, чередующая уроки и перемены, недели учебы и каникул, применение педагогами здоровьесберегающих технологий на уроках.

III. Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы: рациональная организация двигательного режима, как на уроках в гимназии, так и во внеурочной деятельности: работа спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий, участие в городских спортивных соревнованиях, проведение семейных спортивных праздников, экскурсий, походов и т.д.

IV Просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Введение через учебный план специальных дисциплин по ЗОЖ, ОБЖ, классные часы, проведение семинаров, инструктажей, проведение тренингов, выпуск радиогазет и т.д.

V. Организация просветительской и методической работы с педагогами и родителями, включающая обучающие семинары, тренинги, родительский всеобуч и т.д.

VI. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Диагностика и мониторинг состояния физического здоровья и заболеваемости, комплексное медицинское обслуживание, медицинское просвещение в различных формах, совместная работа с сотрудниками поликлиник, ЛФК и т.д.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:

  1. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных, психофизических особенностях и резервных возможностях учащихся.
  2. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
  3. Разработка программ по приобретению всеми участниками образовательного процесса знаний, умений, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни через следующие направления:
  4. - предметно-образовательный цикл;

    - здоровье через физическую культуру;

    - нравственно-эстетический цикл;

    - социально-психологическая служба;

    - организационно-методическая работа;

    - медицинское обслуживание.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Функции медицинской службы гимназии в аспекте реализации программы:

    - проведение диспансеризации учащихся гимназии; медосмотр учащихся, определение уровня физического развития;

    - выявление учащихся специальной медицинской группы; организация работы зубного кабинета;

    - организация экспертной помощи медицинской службы гимназии.

  2. Функции директора и его заместителей в аспекте реализации программы:
  3. - общее руководство разработкой и реализацией программы;

    - обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

    - общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в гимназии; общее руководство по обеспечению правильного режима работы и отдыха учащихся; организация преподавания вопросов валеологии на уроках; организация контроля уроков физкультуры;

    - обеспечение работы спортзала во внеурочное время, во время каникул и работы спортивных секций; разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

    - организация классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль; организация летнего отдыха учащихся и контроль за качеством работы;

    - организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

    - организация работы психологической и социальной службы в гимназии.

  4. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы:
  5. - санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности учащихся в гимназии (мебель, внешний вид и т.д.);

    - организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

    - организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; организация и проведение профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся с родителями; организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медицинскими работниками и др.;

    - организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и т.д.) в рамках реализации программы "Здоровье"

ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАЦИИ:

  1. создание условий для успешной реализацией программы «Здоровье»;
  2. обеспечение реализации программы (организация, координация, контроль):
  3. - соблюдение СанПиНов;

    - внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

    - обеспечение переподготовки кадров;

    - создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

  4. влияние на социальные факторы (создание банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей);
  5. контроль и влияние на психологические факторы.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
  2. индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
  3. создание эффективного психологического климата в классе;
  4. влияние на микросоциум (коллектив класса);
  5. просвещение учащихся;
  6. мотивация учащихся на здоровье и здоровый образ жизни
  7. взаимодействие с семьей, проведение профилактической работы.

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

  1. диагностика;
  2. профилактика и коррекция психологического и социального здоровья участников образовательного процесса.

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА ГИМНАЗИИ:

  1. диагностика физического состояния учащихся гимназии;
  2. профилактика и коррекция физического здоровья учащихся.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. сохранение и укрепление физического здоровья участников образовательного процесса методами пропаганды физической культуры и спорта.

ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. создание необходимых условий для занятий ребенка;
  2. создание условий для оздоровления ребенка;
  3. формирование морали, социальных установок;
  4. формирование мотивации;
  5. передача культурной традиции;
  6. взаимодействие с учителем в проблемной ситуации.

ЗАДАЧИ УЧАЩИХСЯ:

  1. формирование собственной мотивации к здоровью;
  2. формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
  3. нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»

  1. Снижение уровня:
  • заболеваемости учащихся;
  • травматизма на уроках, при посещении внеклассных мероприятий, спортивных секций, в быту;
  • дорожно-транспортного травматизма.
  1. Увеличение индекса физического здоровья (ИФЗ) и работоспособности.
  2. Уменьшение количества противоправных нарушений, совершаемых учащимися.
  3. Повышение уровня психологической комфортности в классах, в гимназии. Ожидаемые результаты:
  • Стать образовательным учреждением, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, социально-психологического потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработке навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей школьной среды.

Итак, здоровьесберегающая школа - это не дубликат детской поликлиники. Это место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника... Иными словами, школа - это место, где здоровью ребенка ничто не угрожает. Не должно угрожать! Статуса «Школа здоровья» у нас пока нет. Работая над проблемой сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, вскоре мы сможем говорить о том, что «Наша гимназия хорошо учит и не вредит здоровью»

НАВИГАТОР ЗДОРОВЬЯ.

Наша школа первой в Архангельской области начала проводить мониторинг здоровья школьников по специальной технологии.

Вы спросите: что это? Технология под символическим названием "Навигатор здоровья" подразумевает общедоступную систему обследования и тестирования школьников, затем компьютерную обработку данных и выдачу индивидуальной оздоровительной программы. Разработчик технологии - серьёзное учреждение - Институт Медико-биологических проблем Российской академии наук. С 1999 года технология "Навигатор здоровья" используется в диспансерах и санаториях Москвы и Московской области. О том насколько перспективен новый метод говорит тот факт, что его используют для сотрудников администрации различных органов власти, страховых медицинских организаций, преуспевающих деловых компаний в крупных городах. Отдельные элементы этой технологии включены в московские целевые программы "Здоровье детей", "Молодёжь Москвы" и, "Физкультура Москвы".

Кстати, ещё в конце 2001 года правительство РФ утвердило постановление "Общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи". Органам власти предписывалось обеспечить проведение мониторинга здоровья у населения, в первую очередь у детей и подростков. Правительство Москвы нашло на это средства. Посмотрел на уникальную методику директор МОУ "Ягринская гимназия" Борис Космачёв, и решил, во что бы то ни стало перенять опыт. Летом учёбу по новой технологии прошла заместитель директора гимназии по охране труда и здоровья участников образовательного процесса Елена Касаковская. Но возник извечный вопрос всех образовательных учреждений: где взять деньги для приобретения оборудования, чтобы проводить мониторинг. Пришлось использовать внебюджетные средства гимназии.

Оборудование куплено и доставлено в Северодвинск. Надо сказать, что кроме традиционных медицинских приборов здесь есть редкие аппараты, например "Ритмолидер". С его помощью можно наблюдать за ритмом сердца при разных нагрузках. Прибор приятным голосом сообщает, когда надо сменить нагрузку. Состояние организма ребёнка оценивается по 21 показателю. Школьнику надо также заполнить конфиденциальную анкету. Затем все данные обрабатываются и отсылаются в Москву, разработчику технологии. Оттуда приходит оздоровительная программа, составленная индивидуально для каждого ребёнка. Выполнение рекомендаций и упражнений не потребует дополнительно разучивания.

-Конечно, мы понимаем, что мгновенно получить результаты по улучшению здоровья не получится, - говорит Е.Касаковская. -Но, по крайней мере, здоровье наших школьников за время учёбы не ухудшится. Теперь мы знаем, что делать, что бы этого не произошло. В гимназии созданы все условия для здоровьесберегающей среды.

У младших школьников МОУ "Ягринская гимназия" мониторинг уже проведён. На очереди старшеклассники.

"Северный рабочий" 22 ноября 2004 года

Артём ПОПОВ