Разделы сайта
История

История "СЕВМАШа"

  • 31 мая 1936 г – постановление Совета Труда и Обороны при Совнаркоме СССР о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья реки Северная Двина.
  • 18 июня 1936 г – прибытие первой групп на берег Белого моря, к бывшему Николо-Карельскому монастырю.
  • 21 декабря 1939 г -  официальная дата начала производственной деятельности: закладка первого корабля, линкольна «Советская Белоруссия». Заводу присвоен №402.
  • 1941 - 1945 г – строительство больших морских  охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтёров, плавбаз и плавмастерских. До 1945 г отремонтировано 139 кораблей и судов.
  • 1946 - 1955 г – участие в реализации  программы «Десятилетний план военного кораблестроения 1946 - 1955 г». К середине 50-х  на северодвинской верфи сданы флоту 45 кораблей:

1. Большие охотники проекта 122А – 23 единицы (1944 – 1947 гг.)

2. Эскадренные миноносцы проектов 30, 30 К и 30 бис – 20 эсминцев (1947 – 1953 гг.)

3. Легкие крейсеры проекта 68бис – 2 крейсера (1954 – 1955 гг.)

·         24 сентября 1955г – закладка первой торпедной АПЛ с ядерной энергетической установкой проекта 627. Всего построено 38 АПЛ первого поколения:

1. АПЛ проектов 627 и 627А – 13 АПЛ (1958 – 1964 гг.)

2. АПЛ проекта 658 – 8 АПЛ (1960 – 1962 гг.)

3. АПЛ проекта 645 –1 АПЛ (1963 г.)

4. АПЛ проекта 675 – 16 АПЛ (1963 – 1966 гг.)

·         В начале 60-х годов в ответ на строительство в США АПЛ типа «Джордж Вашингтон» начали создавать атомные субмарины второго поколения проекта 667. Всего построено 63 АПЛ.

1. АПЛ проектов 667А и 667АУ – 24 АПЛ (1967 – 1972 гг.)

2. АПЛ проекта 661 – 1 АПЛ (1969 г.)

3. АПЛ проекта 667Б – 10 АПЛ (1972 – 1974 гг.)

4. АПЛ проекта 667БД – 4 АПЛ (1975 г.)

5. АПЛ проекта 667БДР – 14 АПЛ (1976 – 1982 гг.)

6. АПЛ проекта 705К – 3 АПЛ (1977 – 1981 гг.)

7. АПЛ проекта 667БДРМ – 7 АПЛ (1984 – 1990 гг.)

·         В ходе крупнейшей реконструкции в середине 70-х годов производственные мощности предприятия были удвоены. Началось строительство АПЛ третьего поколения. Всего построено 27 АПЛ.

1. АПЛ проектов 949 и 949А – 13 АПЛ (1980 – 1996 гг.)

2. АПЛ проекта 941 – 6 АПЛ (1981 – 1989 гг.)

3. АПЛ проекта 685 – 1 АПЛ (1983 г.)

4. АПЛ проекта 971 – 7 АПЛ (1988 – 2001 гг.)

   

    Всего Севмаш сдал ВМФ 35 ДЭПЛ и 128 АПЛ. Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда и 1 Герой РФ, большая гуппа работников удостоена высоких наград.


Вернуться в начало \\

Награды "СЕВМАШа"

    За большие заслуги в деле создания и производства новой техники, успешное выполнение заданий и пятилетних планов предприятие награждено пятью орденами СССР.


ОРДЕН ЛЕНИНА
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года - за успешное выполнение задания Правительства по созданию специальной техники (создание первой в стране атомной подводной лодки пр.627, названной впоследствии именем «Ленинский комсомол») и отмечая заслуги завода в развитии отечественного судостроения.

ОРДЕН ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 г. - за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского флота.

ОРДЕН ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 г. - за успешное выполнение 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) и организацию производства новой техники.

ОРДЕН ЛЕНИНА
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1976 г. - за успешное выполнение заданий 9-й пятилетки (1971-1975 гг.) по выпуску специальной техники, вводу новых производственных мощностей судостроительного комплекса, достижение высоких показателей в повышении эффективности производства и улучшение качества работы.

ОРДЕН ЛЕНИНА
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 г. - за большие заслуги в создании, испытании и освоении производства новой специальной техники (создание стратегических АПЛ третьего поколения пр.941 "Акула").

ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ, ГРАМОТЫ, ЗНАМЕНА

Юбилейный почетный знак - за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР. (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 13 декабря 1972 г.)

Памятный знак «За высокую эффективность и качество работы в 10-й пятилетке». (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 5 февраля 1981 г.)
Знамя Государственного комитета обороны СССР по итогам Всесоюзного социалистического соревнования в 3-м квартале 1944 г. (Решение ВЦСПС и НКСП СССР - ноябрь 1944 г.)

Памятные красные знамена ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ - за заслуги в деле социалистического соревнования и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. (Постановление от 21 октября 1967 г.)

Благодарность президента РФ – за большой вклад в развитие судостроения и создание новых образцов специальной техники (от 18 марта 2006 года)


Вернуться в начало \\

Руководители "СЕВМАШа"

   
Руководитель Характеристика
Красильников  

Кондратий Семенович КРАСИЛЬНИКОВ

Первый директор завода. Руководил предприятием с февраля 1939 по март 1941 г. При К.С. Красильникове были построены первые цехи основного и вспомогательного производства, завод приступил к строительству линкоров проекта 23 и эскадренных миноносцев проекта 30. В марте 1941 года он был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу.

 

Задорожный  

Самуил Никитович ЗАДОРОЖНЫЙ

Возглавлял завод с марта 1941 г. по октябрь 1942 г. С началом Великой Отечественной войны на заводе был налажен выпуск бронебойных снарядов, авиабомб, морских тралов, барж, понтонов, создается бункерная база для хранения нефтепродуктов. В октябре 1942 года Самуил Никитович был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу.

 

Боголюбов  

Сергей Александрович БОГОЛЮБОВ

директор завода с октября 1942 по сентябрь 1949 г. Принимал энергичные меры по расширению завода и развитию его производственных мощностей, строительству "Больших охотников" проекта 122А, ремонту и модернизации кораблей ВМФ, ледоколов и судов транспортного флота. Сергей Александрович – автор разработки технологии блочной постройки кораблей и оптического метода центровки валопровода, лично руководил ходовыми испытаниями кораблей. В 1949г. был репрессирован. Полностью реабилитирован в 1954 году. Почетный гражданин города Северодвинска (1979г.).


Волик  

Георгий Кононович ВОЛИК

руководил заводом с сентября 1949 г. по февраль 1952 г. Обеспечил внедрение поточно-позиционного метода строительства кораблей с применением электросварки. За освоение строительства эсминцев проекта 30 бис он удостоен Государственной премии СССР (1951г.). В 1952 году он был освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. Герой Социалистического Труда (1963г.).

 

Егоров  

Евгений Павлович ЕГОРОВ

директор завода с февраля 1952г. по февраль 1972 г. Под его руководством завод превратился в мощное предприятие с самыми совершенными технологическими процессами в постройке заказов. Именно поэтому заводу поручили освоение и строительство самых сложных проектов, в том числе и атомных подводных кораблей. Созданы условия для строительства кораблей из титановых сплавов, разрабатываются проекты будущих цехов основного производства. В 1972 году освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу. Доктор технических наук (1971г.) Герой Социалистического Труда (1959г.), лауреат Ленинской премии (1970 г.), почетный гражданин города Северодвинска (1978 г.). Его именем назван морской буксир - спасатель и городская площадь.

 

Просянкин  

Григорий Лазаревич ПРОСЯНКИН

директор Северного машиностроительного предприятия с февраля 1972 г. по апрель 1986 г. При его непосредственном участии разработана принципиально новая технология формирования основной конструкции в цехе, обеспечивающая возможность изготовления изделий нового проекта. В этот период была произведена крупная реконструкция предприятия и начато строительство кораблей третьего поколения. В 1986 году ушел на заслуженный отдых. Герой Социалистического труда (1971г.), лауреат Ленинской (1984г.) и Государственной премий СССР (1978г.). Почетный гражданин города Северодвинска (1980г.).

 

Макаренко  

Анатолий Иннокентьевич МАКАРЕНКО

Генеральный директор производственного объединения "Северное машиностроительное предприятие" с апреля 1986 г. по май 1988 г. На этом посту он решает вопросы, связанные с подготовкой производства кораблей третьего поколения, внедряются новые технологии постройки кораблей, совершенствуются технологические процессы, вводятся в действие дополнительные производственные мощности. Занимался практической и научно-исследовательской работой в области обеспечения акустической защиты заказов, внес существенный вклад в строительство головной атомной подводной лодки с баллистическими ракетами. Кандидат технических наук (1984 г.). Герой Социалистического труда (1986 г.). Удостоен знака «За заслуги перед Северодвинском» (2006г.).

 

Пашаев  

Давид Гусейнович ПАШАЕВ

Генеральный директор Государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" с июня 1988 года по март 2004 г. В сложнейших экономических условиях сумел сохранить технический и производственный потенциал предприятия, его трудовой коллектив, внес значительный вклад в принципиально новые подходы по созданию образцов военной техники и строительство атомных подводных лодок четвертого поколения, снижению трудозатрат и стоимости работ, под его руководством разработан целый комплекс мер по "двойному" применению высоких технологий, осуществляются масштабные программы по утилизации атомных подводных лодок, созданию впервые в России новой отрасли промышленности по строительству платформ для освоения шельфа арктических морей. В 1993 году Д.Г. Пашаев, Постановлением Правительства Российской Федерации назначается президентом Государственного Российского Центра атомного судостроения. Кавалер орденов Октябрьской революции (1984 г.) и Трудового Красного Знамени (1974 г.) Академик Санкт-Петербургской инженерной академии (1992г.). Герой Российской Федерации (1995г.). Лауреат Государственной премии. Награжден знаком «За заслуги перед Северодвинском» (2004 г.)

 

Пастухов  

Владимир Павлович ПАСТУХОВ

Генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» с мая 2004 года по июль 2007 года. Окончил Николаевский кораблестроительный институт (1975г.) по специальности «Судовые силовые установки», получив квалификацию инженер – механик. Вся трудовая деятельность связана с Севмашем: инженер техотдела стапельно-сдаточного производства, инженер-механик, старший инженер-механик управления главной энергетической установки АПЛ, сдаточный механик, участник испытаний нескольких головных АПЛ. С 1984 по 1993 – сдаточный механик, ведущий сдаточный механик головной и серийных АПЛ проекта 971, руководитель испытаний и сдачи заказов Военно-морскому флоту. С 1993 зам. начальника стапельно-сдаточного цеха по подготовке производства. В 1994-2004 – гл. инженер предприятия. В апреле 2004 назначен генеральным директором. Под его руководством объем продукции увеличен почти в 2 раза, достигнуты показатели «доперестроечного» периода, успешно решаются многие технико-экономические проблемы, вопросы техперевооружения, обновления и модернизации производственных мощностей, разработки новых технологий, приведена к международным стандартам система качества. Награжден медалью «300 лет Российскому флоту» (1996), орденом Мужества (1999), орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2006г.). Лауреат государственной премии РФ в области науки и техники (2000г.)

 

Калистратов  

Николай Яковлевич КАЛИСТРАТОВ

Генеральный директор ФГУП «ПО «Севмаш» с августа 2007 года. После окончания Ленинградского кораблестроительного института в 1973 году поступил на Машиностроительное предприятие «Звездочка». Работал производственным мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника монтажно-сдаточного цеха, заместителем начальника планово–диспетчерского отдела. В 1986 году был назначен главным инженером, а в 1992 году генеральным директором Машиностроительного предприятия «Звездочка».
Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии в области науки и техники. За высокие достижения награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, медалью «300 лет Российскому флоту». Присвоены звания Почетный судостроитель РФ и Почетный гражданин города Северодвинска.

 

Вернуться на главную \\
Посмотреть на ФГУП "ПО "СЕВМАШ" в галерее \\
Вернуться в начало \\
Сайт разработал: Вайгачёв Александр