1.Описание языка СИ.
1.7.Указатели и адресная арифметика.
Над указателями можно выполнять унарные операции: инкремент и декремент. При выполнении операций ++ и -- значение указателя увеличивается или уменьшается на длину типа, на который ссылается используемый указатель.
Пример:
int *ptr, a[10];
ptr=&a[5];
ptr++; /* равно адресу элемента a[6] */
ptr--; /* равно адресу элемента a[5] */
В бинарных операциях сложения и вычитания могут участвовать указатель и величина типа int. При этом результатом операции будет указатель на исходный тип, а его значение будет на указанное число элементов больше или меньше исходного.
Пример:
int *ptr1, *ptr2, a[10];
int i=2;
ptr1=a+(i+4); /* равно адресу элемента a[6] */
ptr2=ptr1-i; /* равно адресу элемента a[4] */
В операции вычитания могут участвовать два указателя на один и тот же тип. Результат такой операции имеет тип int и равен числу элементов исходного типа между уменьшаемым и вычитаемым, причем если первый адрес младше, то результат имеет отрицательное значение.
Пример:
int *ptr1, *ptr2, a[10];
int i;
ptr1=a+4;
ptr2=a+9;
i=ptr1-ptr2; /* равно 5 */
i=ptr2-ptr1; /* равно -5 */
Значения двух указателей на одинаковые типы можно сравнивать в операциях ==, !=, <=, >, >= при этом значения указателей рассматриваются просто как целые числа, а результат сравнения равен 0 (ложь) или 1 (истина).
Пример:
int *ptr1, *ptr2, a[10];
ptr1=a+5;
ptr2=a+7;
if (prt1>ptr2) a[3]=4;
В данном примере значение ptr1 меньше значения ptr2 и поэтому оператор a[3]=4 не будет выполнен.
В языке СИ элементы массивов могут иметь любой тип, и, в частности, могут быть указателями на любой тип. Рассмотрим несколько примеров с использованием указателей.
Следующие объявления переменных
int a[]={10,11,12,13,14,};
int *p[]={a, a+1, a+2, a+2, a+3, a+4};
int **pp=p;
порождают программные объекты, представленные на схеме на рис.4.
|
pp |
|
||||
в |
||||||
p |
а |
. |
. |
. |
. |
. |
|
в |
в |
в |
в |
в |
|
a |
а |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Рис.4. Схема размещения переменных при объявлении. |
При выполнении операции pp-p получим нулевое значение, так как ссылки pp и p равны и указывают на начальный элемент массива указателей, связанного с указателем p ( на элемент p[0]).
После выполнения операции pp+=2 схема изменится и примет вид, изображенный на рис.5.
|
pp |
|
||||||
в |
||||||||
p |
а |
. |
. |
. |
. |
. |
|
|
|
в |
в |
в |
в |
в |
|
|
|
a |
а |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
Рис.5. Схема размещения переменных после выполнения операции pp+=2. |
|
|
Результатом выполнения вычитания pp-p будет 2, так как значение pp есть адрес третьего элемента массива p. Ссылка *pp-a тоже дает значение 2, так как обращение *pp есть адрес третьего элемента массива a, а обращение a есть адрес начального элемента массива a. При обращении с помощью ссылки **pp получим 12 - это значение третьего элемента массива a. Ссылка *pp++ даст значение четвертого элемента массива p т.е. адрес четвертого элемента массива a.
Если считать, что pp=p, то обращение *++pp это значение первого элемента массива a (т.е. значение 11), операция ++*pp изменит содержимое указателя p[0], таким образом, что он станет равным значению адреса элемента a[1].
Сложные обращения раскрываются изнутри. Например обращение *(++(*pp)) можно разбить на следующие действия: *pp дает значение начального элемента массива p[0], далее это значение инкременируется ++(*p) в результате чего указатель p[0] станет равен значению адреса элемента a[1], и последнее действие это выборка значения по полученному адресу, т.е. значение 11.
В предыдущих примерах был использован одномерный массив, рассмотрим теперь пример с многомерным массивом и указателями. Следующие объявления переменных
int a[3][3]={ { 11,12,13 },
{ 21,22,23 },
{ 31,32,33 } };
int *pa[3]={ a,a[1],a[2] };
int *p=a[0];
порождают в программе объекты представленные на схеме на рис.6.
Рис.6. Схема размещения указателей на двумерный массив.
Согласно этой схеме доступ к элементу a[0][0] получить по указателям a, p, pa при помощи следующих ссылок: a[0][0], *a, **a[0], *p, **pa, *p[0].
Рассмотрим теперь пример с использованием строк символов. Объявления переменных
char *c[]={ "abs", "dx", "yes", "no" };
char **cp[]={ c+3, c+2 , c+1 , c };
char ***cpp=cp;
можно изобразить схемой представленной на рис.7.
Рис.7. Схема размещения указателей на строки.