Транспортные пути

Транспортные пути В 1970-80-е годы по внутренним водным путям СССР перевозилось более 500 млн тонн грузов (582,3 млн тонн в 1988 г.) и около 100 млн пассажиров. По рекам Сибири в те же годы ежегодно перевозилось от 50 млн до 80 млн тонн грузов, что составляло от 10% до 16% объема общесоюзных перевозок, но более 60% общего объема перевозок всеми видами транспорта на территории Сибири.

Такие объемы перевозок обеспечивались наличием уникальных по водотоку и площадям северных водных бассейнов, которые являются крупнейшими не только в России, но и в мире. Прежде всего, это Обский, Енисейский и Ленский бассейны, занимающие по площади более 9 млн км2. Кроме того, большое значение в перевозках принадлежит бассейнам таких крупных рек, как Северная Двина и Печора на европейском Северо-Востоке России, Пясина и Хатанга на территории Долгано-Ненецкого автономного округа Красноярского края, Оленек, Анабар, Яна, Индигирка и Колыма на территории Республики Саха (Якутия) и Анадырь – на Чукотском полуострове.

Стоит перечислить длину судоходных путей этих рек: р.Обь – 1924 км, р.Енисей – 3487 км, р.Иртыш – 2048 км, р.Лена – 4125 км, р.Алдан – 1743 км, р.Вилюй – 1343 км, р.Печора – 1541 км, Оленекский залив вместе с р.Оленек – 1059 км, р.Яна – 874 км, р.Индигирка – 1134 км, р.Колыма – 1626 км2. Общая протяженность внутренних водных путей с обозначенными габаритами судового хода в пределах Арктической зоны России превышает 52 тыс. км, а протяженность речных путей, доступных для судов малого флота превышает 70 тыс. км.

От Новоземельских проливов до порта Провидения по Северному морскому пути свыше 2700 миль. Это наша национальная транспортная арктическая магистраль, которой мы заслуженно гордимся.

В недрах Севера разведаны значительные, иногда уникальные, редкостные по своему содержанию месторождения нефти, газа, редких и цветных металлов, ценных минералов, угля. На Севере расположено около половины всех запасов леса России, до 80% запасов пресной воды, а также основная часть потенциальных гидроэнергоресурсов многоводных северных рек. Использование сырьевых ресурсов Севера дает возможность решать важнейшие народнохозяйственные проблемы, и прежде всего проблемы энергетические, обеспечения страны металлами, природными алмазами и другими ценными минералами, лесом.

Каждый год миллионы тонн народнохозяйственных грузов перевозятся судами Минморфлота вдоль берегов Ледовитого океана. Суда идут и когда над головой круглые сутки висит яркое солнце, и когда Арктику укрывает полярная ночь, а сильный мороз и ветер делают работу на открытом воздухе почти невозможной.

Эффективность судоходства по Северному морскому пути тесно связана с ледовыми условиями, складывающимися в арктических морях. Это на себе в полной мере испытали еще первооткрыватели Арктики, которые располагали информацией о льдах только в пределах видимости со своего судна, что существенно затрудняло выбор благоприятного пути во льдах, приводило к длительным задержкам судов, к вынужденным зимовкам и даже к гибели судов.

Естественно, что с появлением первых самолетов была высказана мысль об их использовании в сборе информации о льдах.

Царская Россия первой из всех государств применила на практике самолет за полярным кругом. В 1913-1914 годах в составе Северной гидрографической экспедиции на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" находился самолет "Фарман-16″. Но летчику Александрову не удалось тогда подняться в воздух, и он, превратив свою машину в аэросани, прошел на ней несколько десятков километров по льдам Арктики.

В 1914 году в России стали проявлять беспокойство по поводу пропавших полярных экспедиций Седова, Русанова, Брусилова. На их поиски были снаряжены спасательные экспедиции. Одна из них на пароходе "Печора" в начале августа пришла в Крестовую губу, расположенную на западном берегу Новой Земли. Части гидросамолета "Морис Фарман" с мотором Рене в 70 лошадиных сил были перевезены на берег, и русский военно-морской летчик Ян Нагурский, собрав самолет, впервые в мире выполнил полеты над льдами Арктики. Всего он совершил пять поисковых полетов. 30 августа 1914 года результаты ледовой разведки были переданы на судно "Андромеда", и капитан Поспелов первым в истории судоходства использовал их в своей практической работе.

Поиски пропавшей экспедиции оказались безрезультатными, но эти полеты позволили сделать вывод, что эксплуатация самолетов в арктических условиях возможна и имеет большое будущее.

В своем рапорте на имя начальника Главного гидрографического управления Нагурский писал: "Летать в арктических странах хотя и тяжело, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии большую услугу при рекогносцировке льдов, в открытии новых земель, нахождением и нанесением на карту подводных преград препятствующих судоходству".

Мировая и гражданская войны на целое десятилетие задержали дальнейшее применение отечественной авиации в Арктике. Первые послереволюционные рейсы транспортных судов в Карском море наглядно показали, что без знания ледовой обстановки регулярное плавание сопряжено с многочисленными трудностями.

К осуществлению идеи полетов в Арктике советские авиаторы вновь вернулись лишь в 1924 году. Пионером этих полетов был замечательный военно-морской летчик Борис Григорьевич Чухновский.

Наверх