История

История Ученые утверждают, что 55 млн. лет назад в Арктике было тепло, как в тропиках, сообщает BBC. Поднятые экспедицией Acex с глубины 400 м ниже уровня морского дна образцы пород позволили подробно восстановить историю климата Арктики.

Экспедиция Acex (Арктическая буровая экспедиция — Arctic Coring Expedition) является частью обширной программы исследования океана — «Объединенной программы океанического бурения». Цель экспедиции являлся подводный Хребет Ломоносова, расположенный на дне Северного Ледовитого океана, протяженностью 1,5 тыс. км. Хребет находится на глубине 800 метров ниже уровня океана, и ученые предполагают, что слой осадочных пород составляет 450 м.

Экспедиция Acex — первая попытка сбора образцов осадочных пород с больших глубин в Северном Ледовитом океане. В ходе бурения были добыты образцы, так называемые «керны», в которых можно слой за слоем проследить образование осадочных пород.

Образцы, полученные на наибольшей глубине, позволяют судить о том, что же происходило в Арктике во время так называемого палеоцен-эоценового температурного максимума 55 млн. лет назад.

"В то время на Земле наблюдался ярко выраженный парниковый эффект", — объясняет Эппи Слуджис (Appy Sluijs) — палеоэколог и Утрехтского университета в Нидерландах. — В атмосферу Земли было выброшено огромное количество парниковых газов, что привело к повышению средней температуры на 5°С. Этот факт уже давно активно исследуется на всей территории планеты — до недавнего времени исключением оставалась только Арктика".

Исследование ледяных кернов показывает, что 55 млн. лет назад Северный Ледовитый океан был теплым — примерно 18оС, — но неожиданное повышение содержания парниковых газов в атмосфере подняло температуру до 24оС, и воды океана наполнились тропическими водорослями Apectodinium. Существующие теоретические модели утверждают, что температура должна была быть меньше на 15°С.

Наконец раскрыли страшную тайну, которая давно не давала нам покоя - почему у пневмовездеходов для экспедиции «Полярное кольцо» шесть колес. Отвечает кандидат биологических наук, начальник Северной экспедиции Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Государев: «Шесть колес – это оптимальное сочетание между проходимостью и грузоподъемностью машины. Вездеход «Торос» бегает со скоростью 80 км/час, берет 600 кг груза. Если будет четыре колеса, то скорость вездехода возрастет, но много на нем не утащишь. А если восемь колес, то наоборот, нагрузить можно много, но быстро не поедет. Шестиколесный вариант – то, что надо».

Знаете ли вы, что известное выражение «ревет, как белуха» зародилось в Арктике? Белуха – это белый кит северных морей, очень умный и говорливый, во время брачных игр ревет страшным голосом. Белуший язык еще никому не удалось расшифровать. Но кое-какие лингвистические достижения все же появились благодаря нашим ученым. Они придумали, как различать белух по голосам. Ведь у животного, как и у человека, есть прибор, который издает звуки, и некоторые его характеристики остаются неизменными на протяжении всей жизни: например, размер гортани, голосовых связок. Пришлось записать на пленку весь хор из сорока глоток и проанализировать его. Гипотеза подтвердилась - в массиве звуков слышны сорок неповторимых голосов. Теперь можно делать программу распознавания белух по голосам.

Ну и в добавок. В 2008 году впервые за последние 10 лет снова начала расти концентрация метана в атмосфере (он тоже сильный парниковый газ). Является это флуктуацией или же тут намечается новая тенденция, пока неясно. Но одна из вполне вероятных причин может состоять в том, что таящая вечная мерзлота в тундре начала выпускать вмороженные в нее запасы метана. То, что они там есть и что они начнут уходить в атмосферу при достаточном прогреве -- сомнений не было. Но была надежда, что это произойдет не так скоро.

Наверх