ЩЕПНЫЕ ПТИЦЫ И ПТИЦЫ СЧАСТЬЯ

Однажды заболел в деревне ребенок, с каждым днем становилось ему хуже. Отец, сидя у постели мальчика, плел из сосновой дранки корзину и рассказывал, что скоро уже наступит лето. Пригреет солнце, зазеленеет трава, весело запоют птицы. Сами собой руки его начали мастерить из щепы диковинную птицу. Мастер подвесил ее над кроваткой сына. Кружится птица, и кажется мальчику, что это солнышко. Что уже настало лето и бежит он с ребятами к реке... С этого дня наступил в болезни перелом. Всем мастер рассказывал, как было дело. С тех пор стали люди заказывать ему птиц и вешать в избах «на счастье». Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. С новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим толом собиралась семья. Оглядывала собравшихся, приветствовала входящих. Северные мастера имели в основном дело с деревом. Они тонко чувствовали этот материал, умело использовали его свойства. Сосновая дранка, которая шла на корзины, была податлива и гибка, привлекала красотой древесной текстуры. Эти качества дерева и используются при изготовлении щепной птицы. Неторопливо расщепляет мастер сосновую чурочку. Осторожно, чтобы «не извести материал», старается попасть между слоями древесины. Потом одну за другой раздвигает щепочки и «заплетает» их - закладывает их друг за друга напоминающими лемех краями. Получается ажурный веер, ручка которого заранее вырезана в виде условного туловища птицы. Расщепленная таким же образом - только с обоих концов, на два веера, - вторая чурочка станет крыльями. Крестообразно наложенные одна на другую, обе части живут сказочной птицей -легкой, трепетной, приходящей в движение от малейшего колебания воздуха. 90-летний Мартын Филиппович Фатьянов - старейший из нынешних мезенских мастеров. Опытный промысловый охотник и рыболов, он много жил среди природы. В щепных птицах дедушки Мартына сразу узнаешь любимых им тетерок, глухарей, куропаток, жаворонков. Старый охотник всегда передает характерные особенности строения головы и туловища, Украшая изделия, он оплетает оперение цветной нитью, то чеканом выбивает на туловище узоры, которые имитируют природную окраску птицы. Во время работы Мартын Филиппович пользовался одним топором. Тот как бы вливался в его широкую ладонь, обретая в ней кровь и плоть. Дерево повиновалось каждому его удару, становилось податливым и послушным. Топором он сработал округлое тело птицы и им же принялся обтесывать тончайшие пластинки - дранки - для хвоста и крыльев. Сверкая свежими смолистыми боками, птица в руках мастера постепенно обретала реальные очертания. Работа шла, как у опытного профессионала: сначала крупный план, потом средний и, наконец, проработка деталей. ( Счас мы тебе перышки причешем... так... глазы вострые наметим,-беседовал он с птицей, как с живой. А исть чем будешь? Без еды-то помрешь... Счас мы тебе клюв изладим... так... А грудку? Грудку мы тебе штрихом красным покроем... На красное-то, вишь, глухаря легко подцепить. Он, глухарь до красного больно охоч. Ну вот, красавица моя, и вся ты готовая. Лети!» Образ птицы на Севере считался когда-то воплощением света, семейного счастья. Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси... Глухарка Мартына Филипповича бьша изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на ее деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения. В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит. В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приемами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове.х в детстве. Работы Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.


Переход на главную страницу