Главная XVII век XX век Фотоальбом  
Моя малая родина   
Меню
Главная
Монастырь
XVII век
XX век
Исторические сведения
Фотоальбом
Поддержка
andrushkins@rambler.ru
Справка о сайте

 Исторические сведения
Большинство исследователей считает, что годом основания монастыря следует считать 1410, а его основателем - "Преподобного Евфимия", о котором известно, что он жил среди "корельских детей" на Летнем (южном) берегу Белого моря и "просвещал" их, то есть обращал в христианство. Свое главное первое название монастырь получил в честь святого Николая, считавшегося покровителем всех мореходов,  охотников и рыбаков.
В результате нападения монастырь был совершенно разорен и долгое время оставался заброшенным. Восстановление Николо-Корельского монастыря связывают с именем Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника Исаака Борецкого. Согласно народным преданиям и церковным документам, в 1471 году Марфа послала своих младших сыновей Антона и Феликса для осмотра обширных беломорских владений семьи. При подходе к устью Северной Двины братья погибли в море, и лишь на двенадцатые сутки их тела были выброшены на берег как раз в месте заброшенного монастыря. Они были здесь же и погребены, и "на гробах детей своих" Марфа повелела поставить монастырь с церковью. Лежавший напротив Николо-Корельского монастыря остров, расположенный между Пудожемским и Никольским устьями Северной Двины, по документам известен с 1501 года. Этот остров, относящийся к числу древнейших новгородских владений, в описаниях и на картах Х
VI - ХVII веков назывался по-разному: Ягры, Ягорский остров, Агры-Большие или Никольские. Начиная с первых поселенцев, занятия и быт жителей беломорских берегов были тесно связаны с морем. Еще с XII века закрепилось за ними наименование "поморы", а весь район поселений стал называться Поморьем. Все поморские монастыри имели "корабельные пристанища. Пристань Николо-Корельского монастыря могла принять несколько судов одновременно.
Поморы Летнего Берега, особенно монастырские промышленники, совершали плавание к Кольскому побережью Белого моря, Баренцево моря, ("Студенец"). В
XVII веке началось освоение Новой Земли. Фигура "моряка в рясе" - монаха или монастырского служителя, которая так удивляла иностранцев начиная с середины  ХVI века, когда начались плавания английских, а затем французских и голландских судов в Белое море, была обычной для того времени. Когда в конце  ХV века развернулась борьба Руси со Швецией за Прибалтику и плавание по Балтийскому морю стало небезопасным, московские послы стали пользоваться другим морским путем в Западную Европу - беломорским. Морская дорога от устья Двины по Белому морю, далее на запад и обратно сделалась обычной для русских дипломатов и датских послов. Наиболее часто посещался московскими гостями Николо-Корельский монастырь. Именно от его пристани обычно и начиналось долгое и опасное плавание.
24 августа 1553 года в бухте посада Ненокса бросил якорь невиданно большой корабль. "Эдуард Бонавентура" под командованием Ричарда Ченслера принадлежал торговому флоту Англии и был одним из трех крупных судов, снаряженных в экспедицию "для открытия неизвестных и до этого обычно не посещаемых морским путем стран, областей, островов, владений и княжеств". Первым местом, которое посетили англичане после Неноксы, был Николо-Корельский монастырь.
Ченслер обнаружил напротив монастыря удобную стоянку и назвал ее "Рейдом святого Николая". Впоследствии эот название распространилось на всю Двинскую губу, и даже Белое море на английских картах того времени называлось "Заливом Святого Николая". Ченслер побывал в Москве, встретился с царем Иваном
IV и увез с собой грамоту царя о дозволении английским купцам вести свободную торговлю с Россией. Для якорной стоянки англичане выбрали знакомое им место вблизи острова Ягры, напротив Николо-Корельского монастыря. Так было положено начало гавани, ставшей вплоть до основания Архангельска главным портом России. На острове была сооружена пристань, построены склады для товаров и жилой дом. Здесь протекал ручей с пресной водой, недалеко рос сосновый и березовый лес, было множество цветов "дамасценов и красных роз, фиалок и дикого розмарина", как писали англичане. Поэтому они называли остров Ягры Розовым островом (Rose Island), это название встречается во всех документах той эпохи. В 1584 году основан Архангельск. По мере развития нового порта приход иностранных судов к Никольскому устью постепенно сокращался, и вскоре мало что здесь напоминало оживленную гавань прошлых лет.
В начале августа 1618 года в устье вновь объявились гости. Вышел к Яграм и встал там на якорь английский корабль "Диана". На берег сошел неутомимый собиратель образцов растительного и животного мира Джон Традескант, основатель первого в Англии музея естественной истории. Ведя ботанические наблюдения, ученый поразился обилию росших здесь диких роз (шиповника). По его выражению, "ими покрыто около 5 или 6 английских акров" (2-2.5 га). Традескант выкопал несколько кустов шиповника и увез их в Лондонский ботанический сад. Еще в 1656 году шиповник с "Розового острова" значился в каталоге этого сада под названием "Роза Московита".
В царствование Михаила Федоровича на острове Ягры обосновались стрелецкие караулы, охранявшие подходы к Архангельску "от прихода неприятельских судов", а с петровских времен остров стал рассматриваться не просто как место передового караула, а как одна из ключевых точек в системе обороны Архангельска. В конце
XVII века здесь были построены два редута, которые долгое время находились в постоянной боевой готовности. Масштабы военных приготовлений 1807 - 1810 годов превзошли все, бывшее ранее. Гарнизоны усилии пушками, мушкетерскими полками, военным флотом. Но противник не предпринимал экспедиции к Архангельску, и вскоре укрепления были упразднены за ненадобностью, а также по причине обмеление Никольского и Пудожемского устьев, ими охраняемых.
Со второго десятилетия
XIX века Ягорский остров опустел. Изредка навещали его рыбаки, имевшие на берегу временные избушки. Разрушаемые дождями и ветрами валы редутов стали обрастать легендами. П.Богословский в 1849 году в путевых заметках писал: "Край этот исполнен памяти о Петре Великом: везде, на всем запечатлено его имя; так, например, если бы вам вздумалось осмотреть  уцелевшие остатки укрепления на острове Ягры..., то проводник ваш, крестьянин, непременно скажем вам, что "это строил сам царь Петр".
В годы Крымской войны, когда английская эскадра стала угрожать Архангельску и бомбардировала Соловецкий монастырь, вспомнили о старых укреплениях. Но за тридцать  лет они так разрушались, что восстановить их было невозможно. С тех пор название острова больше не упоминалось на страницах истории. Первый, более чем четырехвековой, период его бурной жизни прошел, а до второго было почти сто лет...
В 1929 году в заброшенном Николо-Корельском монастыре несколько десятков крестьян из деревни Вагино образовали коммуну "Искра". Наладили совместное хозяйство, оборудовали для жилья бывшую монастырскую гостиницу. А когда в июле 1936 года на острове появились первые строители нового города, начальник стройки И. К. Кирилкин предложил членам коммуны работу. И многий согласились. Их семьи до сих пор живут в Северодвинске, храня память о старожилах этих мест - коммунарах.