Кнопка1 Кнопка2 Кнопка3 Кнопка4 Кнопка5 Кнопка6 Кнопка7

Роман БОЛДЫРЕВ,
студент Поморского государственного
университета им. М.В.Ломоносова

ГЛАЗАМИ ГЕРМАНСКОЙ РАЗВЕДКИ

В военном архиве ФРГ в городе Фрайбурге английские и норвежские историки обнаружили документ под названием "Сборная папка о тыловой области противника перед горным А.О.К. 20" и передали его нам. Надо отметить, что под аббревиатурой "А.О.К. 20" скрывается немецкий 20-й горнострелковый корпус, который после мобилизации 1941 года увеличился в три раза и превратился в 20-ю горную армию, известную у нас в стране под названием "горная армия "Норвегия". Это 262-страничное исследование было подготовлено специально для командования армии и содержит в себе всю информацию, которой обладала немецкая разведка о Русском Севере на 1 февраля 1943 года.
Документ, по сути, является уникальным источником информации - впервые в одном месте в сжатом виде можно прочитать о том, каким представлялся Север России немцам в годы войны.
Но прежде, чем заглянуть в "Сборную папку...", попробуем рассказать об источниках немецких знаний о Севере.
* * *
Все началось в далеком XVIII веке, когда на берегах Северной Двины раскинулось первое немецкое поселение в Поморье - Немецкая слобода в Архангельске. Представители Германии занимались внутренней и внешней торговлей, пользуясь благосклонностью правившей на российском престоле династии, каждый из членов которой (Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Петр III, Екатерина II, Павел I) либо нес в себе частицу немецкой крови, либо имел супружеские связи с германскими монархическими домами (недаром Бисмарк впоследствии назовет Германию "племенной Фермой Европы").
Многие из них, покидая свое Отечество, принимали российское подданство, навсегда связывая свою судьбу с новой Родиной. В XIX веке немецкие предприниматели получают выгодные концессии на разработку основного богатства Севера - лесов. В различных пунктах появляются лесозаготовительные, деревообрабатывающие предприятия иностранных заводчиков. Активно ведется торговля со странами Западной Европы: в областном архиве сохранилось немало документов с именами немецких капитанов и названиями их судов, заходивших в архангельский порт в то время.
К началу Первой мировой войны германская разведка уже накопила определенный объем информации о нашем регионе, был разработан и осуществлен ряд операций: минные постановки в горле Белого моря, диверсии в порту и на других объектах. Однако сил и средств для более мощного противодействия Антанте в северных водах у немцев не было. Последняя попытка захватить часть территории Кольского полуострова была предпринята в 1918 году руками финских солдат (шюцкора), но она закончилась неудачей.
С поражением Германии в войне информация, накопленная разведкой, не исчезла, а осела на дно сейфов рейхсвера. В 1935 году она перекочевала в архивы только что созданного вермахта. По мере своих возможностей немцы пополняли и уточняли ее. Источниками информации служили советские справочные издания периода коллективизации и индустриализации (источник иногда очень сомнительный) и данные немецких торговых судов, заходивших в наши порты в период НЭПа.
Новый этап наступил в 1939 году, после подписания 23 августа пакта Молотова - Риббентропа, вступления Германии (1 сентября) и СССР (17 сентября) в войну против Польши. Началась Вторая мировая война, на первом этапе которой Гитлер и Сталин выступали фактически в роли союзников. Осенью того же года на Крайнем Севере, в Западной Лице на Кольском полуострове, германскому флоту была предоставлена военно-морская база (в немецких документах она известна как "Базис Норд"). В нее приходили немецкие суда, которые война застала в открытом море или в иностранных портах. Так, например, английская разведка и флот Ее Величества сбились с ног, разыскивая немецкий суперлайнер "Бремен" (его вместимость позволяла, после некоторых переделок, за один рейс перевезти целую дивизию со всем имуществом), вышедший из Нью-Йорка и исчезнувший в просторах Атлантики. К изумлению англичан, карауливших лайнер у берегов Германии, он вдруг вынырнул... в Мурманске. "Базис Норд" действовала до 1940 года. За это время немецкие рейдеры приводили в базу захваченные суда, из нее выходили на задания подводные лодки, отсюда тронулись в путь несколько транспортов с десантниками, решившими судьбу Тронхейма в ходе оккупации Норвегии. Работники базы накопили обширный материал о Кольском полуострове, условиях плавания в северных щиротах.
Следующим проявлением дружбы СССР и Германии стала проводка в августе 1940 года ледоколами "Ленин", "Сталин" и "Каганович" немецкого вспомогательного крейсера "Комет" по Северному морскому пути. Рейдер Кригсмарине пиратствовал затем на беззащитных коммуникациях англичан в Тихом океане. Но не это было главным: на борту корабля во время перехода находились опытные сотрудники военно-морской разведки, которые собрали ценнейшие сведения о побережье Арктики, условиях навигации и т.д. Это позволило уже в годы войны против Советского Союза организовать ряд военных операций на Северном морском пути.
Важные данные поставляла разведка Люфтваффе. Не стоит забывать, что первый воздушньТибои в Арктике состоялся 17 июня 1941 года, когда советским истребителем был сбит немецкий самолет-разведчик, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
Тем не менее, с началом войны германское командование убедилось, что объем располагаемых сведений о Севере явно недостаточен. Начались работы по тщательной аэрофотосъемке, заброска агентуры в тыл советских войск. Успеху проникновения немецких разведчиков немало способствовали условия края: огромная и малозаселенная территория, сильно пересеченная лесистая и болотистая местность, отсутствие по природным причинам сплошной линии фронта. Эти меры позволили в значительной мере детализировать немецкие представления о Севере России.
* * *
В одном из восьми разделов "папки" систематизированы по алфавиту населенные пункты Русского Севера. Указывается их Местоположение, численность населения, климат, экономика и военное значение. Наиболее подробны материалы по Архангельску, Кандалакше и Мурманску. Значительному числу описаний соответствуют эскизы из Приложения, на которые нанесены важнейшие объекты. Отмечены важнейшие цели для бомбардировок и диверсий - здания городских и партийных органов власти, военные части, склады, заводы, важнейшие учреждения и т.д.
Давайте посмотрим, что же именно знали немцы о Молотовске и роли нашего города в войне? Попытаемся суммировать все данные, разбросанные по разным страницам документа.

ОПИСАНИЕ ГОРОДА МОЛОТОВСКА

... Город при впадении Никольского рукава Северной Двины в Белое море, приблизительно в 35 км западнее Архангельска. На 1941 год город должен насчитывать около 20 тыс. жителей, кроме того, около 15-20 тыс. заключенных.
Городу всего несколько лет. В 1933, по другим данным в 1936 году, он был основан на месте бывшего монастыря напротив острова Ягры одновременно с большой верфью "Судострой". Сооружения верфи, занимающие, по меньшей мере, площадь 3000 х 700 м, должны служить для строительства и ремонта торговых судов и ледоколов, равно как и военных кораблей Северного флота. Строительство верфи, которое при болотистости грунта вело к необходимости бесчисленных укреплений фундамента бетоном, производилось с большой поспешностью, в 1937 году [на строительстве] должно было быть занято более чем 70 тыс. рабочих. По подтвержденным данным 1938 года на стапеле были заложены 1 линкор,1-2 крейсера, множество эсминцев и до 12 (?) ледоколов. По рассказам военнопленных, в июне 1941 года в постройке находился один военный корабль длиной 200 м. Верфь и порт еще не готовы. Как стало известно из аэрофотоснимков, большой эллинг, по-видимому, уже готов, примерно 300 х 125 м. Бетонные работы и строительство шлюзов не продвигается дальше с зимы 1941-42 гг. Второй большой цех, который должен служить для обработки стальных плит, уже готов. В больших мастерских и монтажных цехах (токарный цех, фрезерный, мастерские для электрической сварки, литейный цех, модельный цех), из которых 11 уже готовы (3-4 в постройке), работают с 1937 или 1938 года. В июне 1941 года там использовалось уже около 15 тыс. рабочих в три смены. Теперь за отсутствием рабочей силы в ремонтных мастерских работают женщины и дети... На северном эллинге верфи по аэрофотоснимкам в 1942 году были обнаружены 2 эсминца в постройке. Зимой 1941-42 гг, по рассказам военнопленных, на ремонте на верфи находились оба больших ледокола "Ленин" и "Иосиф Сталин", поврежденные при авианалете. Большая электростанция, призванная снабжать Молотовск и Архангельск электричеством, расположена в водочной части верфи. Порт, в котором разгружается также часть англо-американских конвоев, еще углубляется. Имеется в наличии 3 причала общей длиной 550 м.
другие сооружения:
3 больших подземных склада топлива и смазочных материалов в западной части порта и 1 новый склад, частично еще в постройке, на юго-западе города. Небольшой угольный склад для кораблей. На берегу Никольского рукава реки расположены большие склады дерева и лесопилки, еще одна лесопилка в районе порта, которая производит по-видимому, строительную древесину для верфи.
В районе вокзала многочисленные маневровые пути и складские помещения, дальше железнодорожные ремонтные мастерские. Кроме того, в Молотовске должны находиться фабрика по производству торпед и боеприпасов.
Радиостанция, предположительно, в юго-западной части города. На острове Ягры, к которому ведет автодорожный мост, расположены обширные казармы, в которых были размещены, по меньшей мере, 1 пехотный полк (?) и моряки. На острове располагается также лагерь для уголовных преступников на 2 тыс. человек. Кроме того, зенитные и береговые батареи. Также западнее устья реки расположена береговая батарея. Зенитные и прожекторные позиции в южной и восточной частях города.
Транспортное сообщение:
Построенная в 1938 году железнодорожная линия на Архангельск ведет пока по кривой через Исакогорку на Архангельск. Прямая линия на Исакогорку находится в уже достаточно готовом состоянии. Кроме того, предпринимается строительство железнодорожного сообщения через Рикасиху - Цигломень в направлении железнодорожной станции Архангельск2-1. Шоссейная дорога на Архангельск идет длительным объездом через Лахту и Исакогорку. Новая Дорога вдоль Никольского рукава через Рикасиху на Архангельск Уже частично заложена, также только частично проведена выторфовка. Зимой дорога на Архангельск пролегает по льду.
Береговые укрепления:
Западнее города, на берегу, расположена батарея с 4-мя 13 см-орудиями. На северо-западе города зенитная позиция, на юге позиция для прожекторов или звукоулавливателей. Сильнее укреплен расположенный впереди остров Ягры, где в больщцх казарменных постройках размещены войска силой не менее 1 полка. На юге для защиты гавани и верфи не менее 3 зенитных позиций, на севере расположены батареи артиллерийского полка и морская дальнобойная артиллерия (калибр 12,5 и 15,2 см).
... На острове Ягры, севернее Молотовска, водный аэродром, не занят.
Между Пертоминском и Молотовском в 1941 году по всему побережью были построены полевые укрепления. Окопы с гнездами для пулеметов, стрелков и противотанковых пушек. Кроме того, должны были быть построены также позиции для 12,2 и 7,5 см - орудий (у Солзы, Неноксы, Сюзьмы, Красногорской и Пертоминска), далее позиции для 4,5 и 7,6 см - зенитных орудий. Из приведенных отрывков документа видно, что немецкая разведка имела большой объем сведений о городе. На основании данных аэрофотосъемки и других источников был составлен план Молотовска, на нем были отмечены наиболее важные объекты промышленного и военного значения. План предназначался прежде всего для летчиков Люфтваффе, производивших бомбардировки городских объектов.
Тем не менее, многие данные опущены или поставлены под сомнение (см. раскиданные по тексту знаки вопроса): перепроверить их по другим источникам немцам не удалось. Информация о заводе № 402 явно недостаточна, в некоторых случаях просто ложна. Исходя из этого, можно предполагать, что агентуры на предприятии у немецкой разведки не было. Хотя с уверенностью сказать этого нельзя.
И тем не менее можно утверждать, что германская разведка осознавала важное место, занимаемое Молотовском: участие порта в приемке полярных конвоев, судостроение и судоремонт, производство боеприпасов - все это фигурирует в документе.